Об утверждении и внедрении в действие федерального муниципального образовательного эталона высшего проф образования по направлению подготовки 100 восемьдесят тыщ 100 Судостроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) «бакалавр») (с переменами на 30 один мая две тыщи одиннадцать года) (утратил силу с 11 Октября 2015 на основании приказа Минобрнауки Рф от 3 Сентября 2015 N 960)
Об утверждении и внедрении в действие федерального муниципального образовательного эталона высшего проф образования по направлению подготовки 100 восемьдесят тыщ 100 Судостроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Русской ФЕДЕРАЦИИ
от четыре февраля две тыщи 10 года N 102
(с переменами на 30 один мая две тыщи одиннадцать года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с одиннадцать октября две тыщи пятнадцать года на основании
приказа Минобрнауки Рф от три сентября две тыщи пятнадцать года N девятьсот шестьдесят
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с переменами, внесенными:
приказом Минобрнауки Рф от восемнадцать мая две тыщи одиннадцать года N одна тыща 600 50 семь (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18 Июля 2011);
приказом Минобрнауки Рф от 30 один мая две тыщи одиннадцать года N одна тыща девятьсот 70 5 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 29, 18 Июля 2011).
Федеральные муниципальные образовательные эталоны, являющиеся приложениями к приказам об их утверждении, размещенным на стр.163-172 данного номера Бюллетеня, не приводятся. Они расположены на официальном веб-сайте Министерства образования и науки Русской Федерации: — Прим.ред.
Записанно
в Министерстве юстиции
Русской Федерации
16 марта две тыщи 10 года,
регистрационный N 16638
Приложение. Федеральный муниципальный образовательный эталон высшего проф образования по направлению подготовки 100 восемьдесят тыщ 100 Судостроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) "бакалавр")
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства образования
и науки Русской Федерации
от четыре февраля две тыщи 10 года N 100 два
(с переменами на 30 один мая две тыщи одиннадцать года)
I. Область внедрения
1.1. Реальный федеральный муниципальный образовательный эталон высшего проф образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупа требований, неотклонимых при реализации главных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 100 восемьдесят тыщ 100 Судостроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры образовательными учреждениями высшего проф образования (высшими учебными заведениями, университетами), имеющими муниципальную аккредитацию на местности Русской Федерации.
1.2. Право на реализацию главных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответственной лицензии, выданной уполномоченным муниципальным федеральным органом исполнительной власти.
II. Применяемые сокращения
В реальном эталоне употребляются последующие сокращения:
ВПО — высшее проф образование;
ООП — основная образовательная программка;
ОК — общекультурные компетенции;
ПК — проф компетенции;
УЦ ООП — учебный цикл основной образовательной программки;
ФГОС ВПО — федеральный муниципальный образовательный эталон высшего проф образования.
III. Черта направления подготовки
Нормативный срок, общая трудозатратность освоения главных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответственная квалификация (степень) приведены в таблице один .
_______________
* Одна зачетная единица соответствует 30 6 академическим часам.
Таблица 1. Сроки, трудозатратность освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
_______________
** Трудозатратность основной образовательной программки по очной форме обучения за учебный год равна шестьдесят зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программки бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, также в случае сочетания разных форм обучения могут возрастать на один год относительно нормативного срока, обозначенного в таблице 1. на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Черта проф деятельности бакалавров
4.1. Область проф деятельности бакалавров включает:
создание судов морского и речного флотов, также средств океанотехники;
создание энергетических комплексов для движения плавучих инженерных сооружений, снабжение электронной и термический энергией судов и средств океанотехники, обеспечивающих обычное функционирование и внедрение морских и речных инженерных сооружений, их комплексов и систем;
создание судовых энергетических машин и устройств, также технологических процессов их исследования, разработки, производства, сборки, тесты и эксплуатации;
техническое сервис и ремонт судов, энергетических установок и оборудования, устройств и других технических средств, обеспечивающих функционирование и внедрение морской техники;
создание морских инженерных сооружений, подводных средств освоения моря и других средств океанотехники;
создание и эксплуатация сложных информационно-сопряженных систем, обеспечивающих обычное функционирование судов, других объектов морской инфраструктуры, их комплексов и систем.
4.2. Объектами проф деятельности бакалавров являются суда и средства морского и речного флотов, средства океанотехники, энерго комплексы, машины, механизмы и оборудование, искусственные информационно-сопряженные системы морской инфраструктуры различного предназначения, также технологические процессы их проектирования и конструирования, постройки, производства и монтажа, испытаний, технического обслуживания, реновации и ремонта.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 100 восемьдесят тыщ 100 Судостроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры готовится к последующим видам проф деятельности:
проектная, направленная на проектирование и расчет объектов морской техники и их подсистем с внедрением средств автоматизации, выполнением технико-экономического и экологического обоснования проектных расчетов, разработкой проектной и рабочей технической документации;
производственно-технологическая, связанная с технологической проработкой проектируемых средств морской техники, разработкой и планированием технологических процессов их производства, монтажа, наладки, тесты и сдачи в эксплуатацию, обеспечением экологической безопасности производства и свойства выпускаемой продукции;
научно-исследовательская, связанная с математическим моделированием и оптимизацией характеристик объектов морской техники с внедрением современных информационных технологий, экспериментальными исследовательскими работами и проведением измерений с выбором современных технических средств и обработкой результатов;
организационно-управленческая, направленная на организацию эффективной работы научно-производственного коллектива исполнителей, принятием исполнительских решений в условиях спектра мнений, поиском оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
сервисно-эксплуатационная, направленная на разработку методов эксплуатационной и технико-экономической оценки проектно-конструкторских и технологических решений при создании объектов и комплексов морской техники и обеспечение оптимального уровня их безопасности и ремонтопригодности, анализ и применение стратегий технического обслуживания, реновации и ремонта различных групп морской техники и выбор оптимальных систем управления их технической эксплуатацией.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в главном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, вместе с квалификацией (степенью) "бакалавр" присваивается специальное звание "бакалавр-инженер".
(Абзац дополнительно включен с двадцать девять июля две тысячи одиннадцать года приказом Минобрнауки России от восемнадцать мая две тысячи одиннадцать года N одна тысяча шестьсот пятьдесят семь )
4.4. Бакалавр по направлению подготовки сто восемьдесят тысяч сто Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
участие в проектировании и расчете объектов морской техники, также их подсистем в соответствии с техническим заданием, с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;
участие в разработке проектной и рабочей документации, оформлении законченных проектно-конструкторских работ;
контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
участие в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;
участие в технологической проработке проектируемых судов, средств океанотехники, их корпусных конструкций, энергетического оборудования, общекорабельных устройств, систем и оборудования, также систем объектов морской инфраструктуры;
участие в организации рабочих мест, их техническом оснащении, размещении технологического оборудования;
контроль соблюдения технологической дисциплины;
участие в обслуживании технологического оборудования;
участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных объектов морской техники;
участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), также установленной отчетности по утвержденным формам;
участие в работах по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;
организация работы малых производственных коллективов;
планирование работы персонала и фондов оплаты труда;
разработка оперативных планов работы первичных производственных коллективов;
участие в разработке рабочих планов и программ проведения отдельных этапов работ, сборе, обработке, анализе и систематизации научно-технической информации по теме исследований;
участие в выполнении экспериментов по заданной методике, составлении их описаний и анализе результатов;
участие во внедрении результатов исследований и разработок;
участие в проверке технического состояния и остаточного ресурса морской техники и ее подсистем, организации профилактических осмотров и текущего ремонта;
участие в составлении заявок на оборудование и запасные части, подготовке технической документации на реновацию и ремонт;
участие в составлении инструкций по эксплуатации оборудования.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
использует основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством регулирования информацией (ОК-13);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);
владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
владеет методами и средствами познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-18)*;
готов критически переосмысливать накопленный опыт, изменять по мере надобности профиль своей профессиональной деятельности (ОК-19)*;
способен понимать значение гуманитарных и социальных наук, важность оценки социально-экономических, гуманитарных и экологических последствий научных открытий и новых технических решений (ОК-20);
способен выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОК-21).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
готов участвовать в разработке проектов судов и средств океанотехники, энергетических установок и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской инфраструктуры с учетом технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований (ПК-1);
готов использовать информационные технологии при разработке проектов новых образцов морской техники (ПК-2);
способен применять методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности морской техники, уровня унификации и стандартизации (ПК-3);
готов участвовать в технологической проработке проектируемых боевых судов и средств океанотехники, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской инфраструктуры (ПК-4);
способен использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, свойств материалов и полуфабрикатов, комплектующего оборудования (ПК-5);
способен использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации объектов морской техники, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-6);
готов обосновывать принятие конкретных технических решений при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-7);
способен использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-8);
способен анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-9);
способен выполнять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-10);
способен организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-11);
готов систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-12);
готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-13);
готов участвовать в экспериментальных исследованиях мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской техники, систем объектов морской инфраструктуры, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, также обработку полученных результатов (ПК-14);
способен применять методы организации и проведения диагностирования, исследования и испытаний морской техники современными техническими средствами (ПК-15);
готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
готов участвовать в научных исследованиях основных объектов, явлений и процессов, связанных с конкретной областью специальной подготовки (ПК-17);
готов участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры с использованием типовых методик расчетов (ПК-18);
способен определять техническое состояние и остаточный ресурс морской техники (ПК-19).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица два ):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественно-научный цикл;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык", "Экономическая теория".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2. Структура ООП бакалавриата
— движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; роль насилия и ненасилия в обществе, нравственные обязанности человека; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса;
— иностранный язык в объеме, необходимом для возможности получения информации профессионального содержания из зарубежных источников;
— теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы предприятия (основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы); понятия себестоимости продукции и классификации затрат на производство и реализацию продукции; основы финансовой деятельности;
— виды и основные характеристики предприятия, типы производства и форм движения предмета труда во времени и пространстве, принципы и методы организации и нормирования труда, методы планирования ресурсного обеспечения деятельности предприятия, разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
— роль маркетинга в управлении фирмой, принципы, задачи и функции маркетинга, направления проведения маркетинговых исследований, основные составляющие комплекса маркетинга товара;
— самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу;
— применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; проводить укрупненные расчеты затрат на производство и реализацию продукции; определять финансовые результаты деятельности предприятия;
— методами менеджмента и методами проведения маркетинговых исследований;
— методами управления действующими технологическими процессами при создании морской техники, обеспечивающими производство продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка;
— методами разработки производственных программ и сменно-суточных плановых заданий участкам производства и анализа их выполнения
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Математический и естественно-научный цикл
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
— основные понятия и методы аналитической геометрии, линейной алгебры, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;
— математические программы для использования возможностей ЭВМ для качественного исследования свойств различных математических моделей;
— законы и методы накопления, передачи и обработки информации при помощи компьютера;
— основные физические явления; фундаментальные понятия, законы и теории классической и современной физики; современную научную аппаратуру;
— фундаментальные законы и понятия термодинамики, процессов тепломассопереноса и движения жидкости и газа; физики твердого тела;
— химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования веществ и их превращений;
— структуру биосферы; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экологического права;
— использовать математические методы в технических приложениях;
— использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения;
— выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности;
— прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности исходя из убеждений биосферных процессов;
— методами математического анализа;
— средствами компьютерной графики (ввод, вывод, отображение, преобразование и редактирование графических объектов на ПЭВМ);
— основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами;
— методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты среды
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Базовая (общепрофессиональная) часть
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
— основы инженерной графики, оформления технической документации, стандарты и правила построения и чтения чертежей, схем, способы графического представления пространственных образов;
— принципы и методы расчета и проектирования механических узлов и элементов морской техники; методы структурного, кинематического, динамического и силового анализа и синтеза механизмов по заданным свойствам;
— устройство, конструкцию и основы конструирования машин и механизмов;
— основные законы электротехники и области применения электрической энергии, принципы действия электрического и механического приводов, их назначение и применение;
— теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек — сфера обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
Модуль общепро-
фессиональной подготовки
Электротехника и электроника
Объекты морской техники
Энергетические комплексы морской техники
Технология создания морской техники
Организация и управление предприятием
Управление качеством, стандартизация, сертификация
— виды и типы морской техники, принципы их действия, основные принципы системного подхода при создании морской техники, современные методы проектирования и изготовления, области рационального применения и особенности эксплуатации;
— назначение, состав, тенденции и сферы применения энергетических комплексов морской техники;
— технологические процессы изготовления морской техники, взаимосвязь этих процессов и закономерности их развития;
— основные принципы, функции управления, принципы построения организационных структур и распределения функций управления, формы участия персонала в управлении, основные принципы этики деловых отношений;
— правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации; метрологические службы, обеспечивающие единство измерений; принципы построения международных и отечественных стандартов, правила пользования стандартами, комплексами стандартов и другой нормативной документацией;
— выполнять обоснование выбора различных видов судостроительных,
— машиностроительных и приборостроительных материалов;
— производить оценку свойств материалов, используя современную испытательную аппаратуру;
— используя справочную литературу, правильно выбрать требуемые для конкретного применения в объектах морской техники материалов и изделий;
— использовать стандарты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации материалов и изделий;
— проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
— методами конструирования и расчета деталей машин и механизмов с учетом условий производственной технологии и эксплуатации;
— методами проведения стандартных испытаний по определению показателей физико-механических свойств используемого сырья, полуфабрикатов и готовых изделий;
— методами анализа процессов возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и разработки мероприятий по их предупреждению;
— методами осуществления технического контроля, разработки технической документации по соблюдению технологической дисциплины в условиях действующего производства
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
Учебная и производственная практики
(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
Итоговая государственная аттестация
Общая трудоемкость основной образовательной программы
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая содержит в себе учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в купе с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять более двадцать процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более сорок процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (кроме дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме более одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более пятьдесят четыре академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен быть менее десять зачетных единиц за весь период обучения при условии, что максимальный объем учебной нагрузки студента не может превышать пятьдесят четыре академических часов в неделю.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме должен составлять менее тридцать академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физкультуре.
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе более двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в каких предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы .
_______________
Статья тридцать Положения о порядке прохождения военной службы. утвержденного Указом Президента Российской Федерации от шестнадцать сентября одна тысяча девятьсот девяносто девять года N одна тысяча двести тридцать семь "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст.4534).
7.10. Раздел "Физкультура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, обычно, в объеме четыреста часов, при всем этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять более триста шестьдесят часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, информатики, физики, химии, экологии, начертательной геометрии и инженерной графики, механики, материаловедении, технологии конструкционных материалов, электротехнике и электронике, метрологии, сертификации и стандартизации, безопасности жизнедеятельности, экономики, также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим и технологическим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (или кафедры). По итогам аттестации выставляется оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
участвовать в проведении исследований или выполнении технических разработок, в том числе в морских экспедициях;
учавствовать в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
участвовать и выступать с докладами на отраслевых и международных конференциях.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, обычно, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть более пятьдесят процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора обязаны иметь более восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла обязаны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Более шестьдесят процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, обязаны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено более пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До десять процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более десять последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
(Абзац в редакции, введенной в действие с двадцать девять июля две тысячи одиннадцать года приказом Минобрнауки России от тридцать один мая две тысячи одиннадцать года N одна тысяча девятьсот семьдесят пять .
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние десять лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла — за последние пять лет), из расчета более двадцать пять экземпляров таких изданий на каждые сто обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые сто обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в какой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения .
_______________
Пункт два статьи сорок один Закона Российской Федерации "Об образовании" от десять июля одна тысяча девятьсот девяносто два года N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150; 2002, N 26, ст.2517; 2004, N 30, ст.3086; N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; 2007, N 17, ст.1932; N 44, ст.5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения содержит в себе современные лаборатории, стенды и оборудование, обеспечивающие изучение технологических процессов в соответствии с реализуемыми вузом основными образовательными программами.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной работы рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Более сорок процентов рабочих мест в компьютерных классах обязаны иметь выход в Интернет.
Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности — зачем, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки сто восемьдесят тысяч сто Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями на тридцать один мая две тысячи одиннадцать года) (утратил силу с 11 Октября 2015 на основании приказа Минобрнауки России от 3 Сентября 2015 N 960)