Тенденция образования для взрослых
Сегодняшнее время по праву считают эрой познаний. Инноваторские технологии быстро идут вперед, потому грамотные спецы требуются во всех сферах деятельности.
В 21 веке больше людей приходят к осознанию, что образование, приобретенное в вузе либо ссузе, не дает такового багажа познаний, которого было бы довольно на всю жизнь. Спустя пару лет многим становится разумеется, что знаний не хватает. Чтобы оставаться «в строю», не говоря уже о том, чтобы развиваться профессионально и строить успешную карьеру, нужно постоянно учиться.
Сегодня актуальна концепция обучения в течение всей жизни, направленная на реализацию потенциала каждой личности, независимо от возраста.
Современный специалист должен обладать способностью постоянно и непрерывно учиться, приобретать новые знания, умения и навыки. Только это позволяет идти в ногу с течением времени, считаться профессионалом высокого уровня.
Образовательные учреждения живо реагируют на потребности общества. Открываются курсы повышения квалификации и переквалификации, проводятся семинары, мастер-классы.
В образовательных учреждениях существуют различные виды обучения — от второго высшего образования и MBA — до тренингов и вебинаров. Люди, обладающие мотивацией к приобретению дополнительных знаний, имеют возможность выбора удобной формы обучения.
У взрослых людей редко есть возможность учиться очно. Поэтому для работающих граждан предусмотрены вечернее, очно–заочное, дистанционное обучение, а так же возможность учиться экстерном.
Разделяют концепцию обучения в течение всей жизни и современные работодатели, причем независимо от того, являются они представителями малого бизнеса или транснациональных корпораций. Люди, заинтересованные в успешном ведении бизнеса, понимают необходимость постоянного и целенаправленного повышения квалификации сотрудников. Ведь только это является адекватной реакцией на динамичные изменения внешней среды.
Сегодня все более привычными становятся наличие у взрослых людей двух высших образований, степени MBA или ученой степени кандидата наук, не говоря уже о курсах повышения квалификации, хорошем знании английского, а то и нескольких иностранных языков. Таковы требования времени.
По данным социологов МГУ, объем необходимых знаний за последние 100 лет увеличился в 100 раз, а скорость передачи информации — в 10 млн. раз. И жизнь не стоит на месте. Поэтому для современного человека постоянно учиться — насущная необходимость.
Именно по этой причине в экономически продвинутых странах выделяют солидные бюджетные средства на дополнительное профессиональное образование. Причем расходы на него сопоставимы с бюджетными средствами, которые направляются на высшее образование.
Это приносит ощутимые плоды. Эксперты США, например, сделали вывод, что именно дополнительное образование для взрослых обеспечивает до 40% экономического роста в стране.
В России система дополнительного образования для взрослых стремительно развивается, хотя, к сожалению, сейчас еще заметно отставание от некоторых промышленно продвинутых стран.
Виды обучения
Не тайна, что конкуренция на рынке труда год от года только увеличивается. Чтобы быть востребованным специалистом, следует постоянно повышать свой профессиональный уровень, учиться новому, пополнять багаж актуальными знаниями.
Выбор видов обучения сегодня весьма разнообразен. Поэтому взрослые люди, заинтересованные в обучении, могут отдать предпочтение тому, что им подходит. Современный рынок образовательных услуг предлагает много хороших программ, так что возможность выбрать себе наиболее подходящую из них есть у любого желающего.
Магистрату́ра — это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, которая следует за бакалавриатом. Учеба в магистратуре позволяет углубить специализацию по конкретному профессиональному направлению. Магистратура считается подготовкой к серьезной научно – исследовательской деятельности в дальнейшем.
В аспирантуру можно поступать только после окончания магистратуры. Согласно правилам, с дипломом бакалавра туда поступить нельзя.
Обучение в магистратуре возможно только после окончания бакалавриата или специалитета. Для поступления в магистратуру необходимо пройти собеседование и конкурсный отбор. При поступлении в магистратуру на специальность, отличную от полученной ранее, предусмотрена обязательная сдача экзамена, подтверждающего наличие необходимых знаний.
Учиться в магистратуре можно как на бюджетной, так и на коммерческой основе. Срок обучения — 2 года. Диплом магистра признается в большинстве стран мира, а так же зарубежными работодателями.
Получение второго магистерского образования приравнивается ко второму высшему образованию. Учиться можно только платно.
Второе высшее образование
Пользуется заметной популярностью у работающих людей 25 — 35 лет благодаря возможности обучаться не только лишь очно, да и по вечерней или заочной программам. В некоторых вузах предусмотрена возможность дистанционного обучения.
Обычно, второе высшее образование стремятся получить те, кто хочет иметь новую специальность, дополняющую полученную ранее. Например, имеющие первое высшее психологическое образование учатся по направлению «Управление персоналом», дипломированные филологи часто поступают на факультеты журналистики или связей с общественностью.
Второе высшее образование можно получить лишь на коммерческой основе. Для поступления в вуз необходимо сдать один или несколько экзаменов или пройти собеседование. Правила приема вузы определяют самостоятельно.
Сегодня у рабочих и служащих есть много возможностей для повышения своей квалификации, приобретения современных теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений.
Повышение квалификации может длиться от 1 недели до года, зависимо от программы.
Занятия, обычно, проходят в вечернее время или в выходные дни. Так что повышать свой уровень работающие люди могут без отрыва от производства.
В некоторых случаях компании целенаправленно отправляют сотрудников на курсы повышения квалификации, на которых они занимаются днем, в рабочее время.
-
К учреждениям повышения квалификации относятся:
- академии (кроме академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
- институты повышения квалификации;
- отраслевые, межотраслевые, региональные, организованные при вузах курсы (школы, центры) повышения квалификации;
- структурные подразделения повышения квалификации вузов (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры и др.);
- структурные подразделения повышения квалификации учреждений среднего профессионального образования (курсы повышения квалификации специалистов организаций);
- учебные центры органов по вопросам занятости населения, в каких проходят обучение безработные граждане.
Иногда в учебный план включена стажировка. Она проходит на ведущих предприятиях отрасли. Люди, занимающиеся повышением своей квалификации, имеют возможность не только лишь закрепить новые знания на практике, перенять передовой опыт, да и получить советы высококлассных специалистов.
Стажировка возможна не только лишь в РФ, да и за рубежом.
Сегодня при многих вузах открыты институты повышения квалификации, где можно пройти профессиональную переподготовку с целью приобретения необходимых знаний, умений и навыков.
Предпочтение такому виду обучения отдают те, у кого нет времени на получение второго высшего образования. Программы профессиональной переподготовки разные и длятся от 4 месяцев до года.
Кроме того, курсы переподготовки есть не только лишь при вузах, да и в других образовательных учреждениях. Программы построены таким макаром, чтобы работающие люди могли посещать учебные заведения в удобное время. Обычно, предусмотрено прохождение обязательной стажировки на базе крупнейших представителей предприятий отрасли.
После завершения обучения выдается диплом о переподготовке, дающий право ведения профессиональной деятельности.
Человек, закончивший курсы переподготовки, получает современные знания по выбранной сфере деятельности и становится не просто специалистом, востребованными на рынке труда, а профессионалом, готовым к карьерному росту.
МВА (Master of Business Administration) в переводе с английского означает «мастер делового администрирования». Программа МВА направлена на подготовку менеджеров общего профиля для работы в различных сферах деятельности.
В образовательной программе делается акцент на технологиях управления бизнесом, поэтому выпускники находят применение полученным знаниям в разных сферах.
Выпускник программы MBA получает диплом о дополнительном (к высшему) образовании. Присуждается степень «Мастер делового администрирования» (MBA). Полученная квалификация позволяет работать руководителем среднего и высшего звена.
Обучение можно пройти в Школах бизнеса при крупных университетах. Срок обучения (зависимо от программы) составляет 1 — 2 года. В некоторых Бизнес-школах предусмотрены стажировка за границей, содействие трудоустройству.
Учиться по программе MBA могут люди, имеющие высшее образование и опыт работы более 1 года. Зачисление производится по результатам собеседования или по итогам сдачи экзамена — зависимо от образовательного учреждения. В некоторых Бизнес-школах предусмотрена возможность перезачета некоторых дисциплин, включенных в учебный план.
Существуют очная, заочная, вечерняя и дистанционная формы обучения.
Это послевузовское профессиональное образование, целью которого является получение ученой степени кандидата наук. Прием в аспирантуру осуществляется по итогам вступительных экзаменов. Обязательные предметы: философия, иностранный язык и экзамен по специальности, на которую идет прием.
Существуют очная (3 года) и заочная (4 года) формы обучения. По некоторым техническим специальностям обучение в аспирантуре может длиться дольше: соответственно 4 и 5 лет.
Аспиранты, обучающиеся очно, обеспечиваются стипендией. Задача аспиранта — работать над диссертацией под руководством своего научного руководителя, готовиться к сдаче кандидатских экзаменов.
Аспирантам–очникам предоставляется отсрочка от службы в армии. Обучение в аспирантуре возможно как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Это послевузовское профессиональное образование, целью которого является получение ученой степени доктора наук.
Поступить в докторантуру могут только лица, имеющие ученую степень кандидата наук. Вступительные экзамены сдавать не надо. Решение о зачислении в докторантуру принимается научным советом вуза, возглавляемым ректором или деканом.
Обычно, в докторантуре можно обучаться по этим же специальностям, что и в аспирантуре. Срок обучения — не больше 3 лет.
В России возможна только очная форма обучения в докторантуре. Предусмотрена выплата стипендии для тех, кто учится за счет бюджетных средств. Возможно обучение на коммерческой основе.
Докторант должен подготовить к защите докторскую диссертацию. Научно–методическую помощь в проведении диссертационных исследований ему оказывает научный консультант (доктор наук, профессор).
Это то же самое, что аспирантура в гражданских вузах, только обучение осуществляется в высших военных учебных заведениях, некоторых научно-исследовательских учреждениях ВС, МВД РФ, Федеральной таможенной службы, ФСБ РФ и др.
В адъюнктуре могут учиться лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел и офицерского состава внутренних войск МВД России, имеющие высшее образование и достижения в научной деятельности. Правила приема и обучения аналогичны аспирантуре.
Цель обучения в адъюнктуре — защита диссертации и получение ученой степени кандидата наук.
Существуют очная (3 года) и заочная (4 года) формы обучения. Учиться можно как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Является частью многоуровневой системы высшего образования медицинских работников. Это значимый этап последипломного образования врачей.
Главная цель обучения в клинической ординатуре — подготовка высококвалифицированных врачей для работы в учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.
Поступление в ординатуру возможно только по результатам конкурсного отбора. Срок обучения — 2 года (с отрывом от основного места работы). За счет обучающего учреждения выплачивается стипендия. В некоторых случаях (зависимо от специальности) срок обучения может быть продлен до 5 лет.
Это один из основных видов подготовки научно-педагогических и творческо-исполнительских кадров в системе послевузовского образования, цель которого — повышения уровня образования, а так же педагогической, научной и творческо-исполнительской квалификаций.
Ассистентура-стажировка осуществляется по творческо-исполнительским специальностям. Предусмотрена только очная форма обучения.
Поступление на ассистентуру-стажировку производится на конкурсной основе. Для этого необходимо иметь высшее образование (магистратура или специалитет). Срок обучения — менее 2 лет. Возможно обучение на бюджетной или коммерческой основах.
Это вид обучения, цель которого — передача опыта, ценных наработок, авторских находок, которые способствуют достижению значительных результатов в той или иной сфере деятельности.
Особенностью такого вида обучения будет то, что передача мастерства осуществляется путем прямого показа и обстоятельных разъяснений.
Обычно, мастер-классы проводятся на коммерческой основе признанными специалистами в той или иной области деятельности. Это хороший способ быстрого приобретения новых знаний, повышения профессионального уровня.
Групповые занятия, имеющие целью осуществление специальной подготовки по какому-либо направлению деятельности или повышение квалификации.
Преподаватель выполняет функцию координатора процесса усвоения знаний по теме семинара.
Такой вид обучения становится все популярнее благодаря своей эффективности. Семинары могут длиться от одного дня до нескольких недель. За этот период времени слушатели получают большой объем новых и полезных знаний, которые затем применяются ими на практике.
Это современный вид активного обучения, цель которого — развитие умений и навыков, которые являются наиболее актуальными сейчас для конкретного человека или группы людей.
Участники обучения усваивают необходимую информацию, находясь в доброжелательной и неформальной атмосфере.
Сегодня популярны бизнес-тренинги, занятия, направленные на приобретение определенных личностных качеств (коммуникабельности, стрессоустойчивости и др.), корпоративные тренинги по разным направлениям («Техника продаж», «Деловое общение» и др.), маркетинговые тренинги («Эффективная презентация», «Изучение потребностей потребителей», «Успешная выставка» и др.), кадровые тренинги («Разрешение конфликтов», «Технологии поиска сотрудников» и др.).
Обычно, продолжительность тренингов — от 1 дня до 1 недели. Занятия проходят в группах. Обучение осуществляется на коммерческой основе.
Существуют курсы повышения квалификации, изучения иностранных языков, приобретения каких-либо новых знаний, умений и навыков по актуальным современным направлениям деятельности, востребованным на рынке труда.
Длительность обучения — от одной недели до года, зависимо от образовательной программы. Обучение, обычно, осуществляется на коммерческой основе.
При поступлении на некоторые курсы повышения квалификации есть необходимое требование — наличие высшего или среднего профессионального образования.
Этому виду обучения свойственно изложение информации в форме лекции. Они позволяют одновременно доносить информацию до большого количества людей. Лекционный курс, обычно, дополняется практической и самостоятельной работой обучающихся.
Лектор излагает учебный материал в систематезированном и структуированном виде. Это позволяет быстрее усваивать информацию, лучшее понимать новый материал. Нередко при чтении лекции используются современные средства визуализации информации, что тоже способствует более продуктивному запоминанию материала, его целостному восприятию, формированию прочных системных знаний.
Длительность курса лекций по тому или иному предмету находится в зависимости от учебного плана того или иного учреждения, занимающегося образованием для взрослых.
Это вид обучения, цель которого — приобретение опыта или повышение квалификации по выбранной специальности в течение определенного времени.
Его особенность состоит в том, что обучение производится в процессе трудовой деятельности. Длительность стажировки находится в зависимости от производственной необходимости и цели, которую требуется достичь.
Стажировку можно пройти на ведущих предприятиях своего города и страны, а так же за рубежом. По окончании стажировки выдается удостоверение.
Сегодня стажировки за рубежом не являются редкостью для крупных предприятий. Они не только лишь оплачивают обучение своих сотрудников в другой стране, да и сохраняют им на этот период зарплату.
Впрочем, сегодня пройти стажировку за рубежом может любой желающий. Для этого нужно самостоятельно найти место стажировки, оформить визу, и оплатить обучение, если это требуется.
Стажировки позволяют получить ценные навыки, которые пригодятся в профессиональной деятельности.
Это он-лайн обучение в режиме реального времени, которое производится с использованием компьютера и Интернета. Одновременно участвовать в вебинаре может большое количество обучающихся.
Вебинары — это удобная и современная форма получения новых знаний, которая предполагает возможность живого общения, ответов на вопросы.
Вебинары используются часто при дистанционной форме обучения и позволяют приглашать преподавателей высокого уровня из разных городов и стран.
Президентская программа подготовки управленческих кадров
Была основана 23 июля 1997 года указом Президента Российской Федерации №774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».
По Президентской программе могут учиться люди с высшим образованием, имеющие стаж работы на управленческих должностях более 3 лет и владеющие иностранным языком.
Президентская программа подготовки управленческих кадров содержит в себе не только лишь академические занятия, да и стажировки на крупнейших профильных предприятиях страны, а так же за рубежом (в США, Норвегии, Японии, Финляндии и др.). Обучение способствует профессиональному росту и быстрому карьерному продвижению
Форма обучения: вечерняя, очно-заочная, заочная. Занятия 4—5 раз в неделю. Срок — 1 год. После завершения обучения выдается диплом о дополнительном профессиональном образовании. Президентская программа — государственный аналог MBA.
Оплата за обучение складывается следующим образом: 33% стоимости оплачивается из федерального бюджета, 33% — из регионального, оставшиеся 34% платит либо предприятие, на котором работает обучающийся, либо он сам.
Международные образовательные программы
Международные магистерские программы реализуются российскими вузами совместно с зарубежными высшими учебными заведениями–партнерами.
Срок обучения — 2 года, из них 1—2 семестра за рубежом. Преподавание ведется на английском языке. Программа реализует модель обучения «два диплома за два года».
Учиться можно как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Обучение в летних и зимних языковых школах так же производится российскими образовательными учреждениями совместно с зарубежными партнерами. Тесное взаимодействие с носителями языка способствует формированию правильного произношения.
Обучение в языковых школах осуществляется на коммерческой основе.
Фомы обучения
Очевидно, что профессионального образования, полученного пару лет назад, уже недостаточно, чтобы быть успешным человеком и высококлассным специалистом, востребованным на рынке труда. Реалии 21 века таковы, что современный мир, со стремительным развитием всевозможных технологий, требует постоянного пополнения багажа знаний.
Для успешного построения карьеры нужно учиться чему-то новому. Желательно — постоянно. Бытует мнение, что сегодня не учатся только ленивые и инертные люди. Ведь возможностей для этого масса. Тем паче, что те, кто планирует получить дополнительное образование, могут выбрать наиболее приемлемую себе форму обучения.
Не тайна, что у взрослых людей зачастую семьи, дети. Много времени отнимает и работа. Поэтому возможность выбора формы обучения очень важна.
Эта форма обучения является приоритетной для молодежи, недавно закончившей школу, техникум или лицей. Впрочем, некоторые взрослые люди тоже предпочитают учиться очно, если есть такая возможность. Проще говоря, это отличный вариант, если в семье нет проблем с деньгами и можно повременить с устройством на работу.
Очное обучение считается наиболее эффективным благодаря ежедневному посещению занятий и тесному взаимодействию с преподавателями.
Обучение делится на чередующиеся фазы: получение знаний (установочная сессия) и проверка материала (зачётно—экзаменационная сессия). Между фазами достаточно большие промежутки времени, которые отводятся для самостоятельных занятий. Для всех учащихся существует единый образовательный план, включающий в себя сроки сдачи сессий, контрольных и курсовых работ.
Заочное обучение позволяет совмещать занятия с работой и семьей. Однако следует понимать, что материал подается в сжатой форме, а большую часть информации по предметам студенты должны изучать сами.
Такую форму обучения выбирают себе не только лишь те, кто получает первое высшее образование. Заочное обучение предпочитают и люди, получающие второе высшее образование или повышающие свою квалификацию без отрыва от работы.
Стоимость заочного обучения значительно ниже, чем учеба на очном отделении, что тоже немаловажно.
Позволяет совмещать учебу и работу. При всем этом человек, выбирающий себе такую форму обучения, должен понимать, что свободного времени будет сильно мало. На занятия придется ходить после работы в вечернее время.
В некоторых учебных заведениях предусмотрен гибкий график занятий, поэтому те, кто работают по вечерам, имеют возможность заниматься утром.
Такую форму обучения выбирают, обычно, те, кто получает дополнительное высшее образование или повышает квалификацию.
Стоимость вечернего обучения ниже, чем учеба на очном отделении.
Это самостоятельная форма обучения, которое осуществляется с использованием современных средств коммуникации: почты и Интернета.
Можно выбрать любое подходящее себе учебное заведение независимо от того, в каком городе оно находится. Дистанционное обучение доступно по стоимости. Нет необходимости тратить средства и для поездок на сессии. У студентов есть возможность самостоятельно планировать свое время и заниматься когда им удобно.
Такая форма обучения весьма востребована у взрослых людей, заинтересованных в повышении квалификации или получении второго высшего образования. Она популярна у корпоративных клиентов, поскольку позволяет обучать сотрудников без отрыва от производства.
Используются такие формы организации процесса обучения, как чат-занятия (у учеников есть одновременный доступ к чату), веб-занятия (вебинары, дистанционные уроки, конференции, деловые игры и др.), телеконференции (рассылка на электронную почту необходимого материала)
Усвоение теории и формирование практических навыков производятся посредством усвоения материала на аудио или видеоносителях. Контрольные работы выполняются самостоятельно. Итоговый контроль за усвоением материала производится при помощи ДОТ (дистанционных образовательных технологий).
Благодаря своей демократичности и простоте, дистанционное обучение приобретает все большую популярность.
Суть такой формы обучения состоит в возможности получить образование, не посещая учебное заведение ежедневно. Материал изучается самостоятельно. Образовательные учреждения производят промежуточные и государственные (итоговые) аттестации.
Удобство такой формы обучения в том, что необходимый материал может быть пройден значительно быстрее, чем при других формах обучения. Учащийся посещает учебное заведение только для сдачи экзаменов. Такую форму обучения нельзя считать поверхностной. Ведь усвоение знаний контролирует и оценивает преподаватель.
Экстернат позволяет учиться по индивидуальному графику. Кроме того, он дает возможность совмещать учебу с работой. Или с занятиями в другом учебном заведении.
Людям с высшим образованием, желающим получить степень кандидата наук, как и кандидатам наук, стремящимся стать докторами наук, совсем не обязательно учиться в аспирантуре или докторантуре. Ведь есть такая форма обучения, как соискательство.
В отличие от аспирантов, соискателям ученой степени кандидата наук не надо сдавать вступительные экзамены. Они прикрепляются к учреждению решением ученого совета.
При всем этом они имеют возможность либо посещать занятия вместе с аспирантами, либо самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов кандидатского минимума. Научный руководитель контролирует работу соискателя над диссертацией.
В отличие от аспирантов, соискатели не получают стипендию. Обычно, соискателями являются преподаватели вузов, которые стремятся устроить карьеру в сфере образования и науки.
Прикрепление в качестве соискателя возможно, только если в вузе есть аспирантура или докторантура по выбранной специальности.
Соискателем на степень кандидата наук может стать специалист, имеющий высшее профессиональное образование. Соискателем на степень доктора наук может стать только кандидат наук.
Существуют сроки ограничения пребывания в качестве соискателей. Для подготовки кандидатской диссертации срок соискательства — 3 года. Для подготовки докторской диссертации — 4 года.
Целевое обучение по индивидуальным заявкам
Такая форма обучения популярна у людей, заинтересованных в профессиональной переподготовке или повышении квалификации.
Образовательные организации, занимающиеся обучением взрослых людей, зачастую составляют программы по индивидуальным заявкам для целевого обучения работников конкретной организации. В программу включаются те или иные дисциплины, исходя из потребностей корпоративных клиентов.
Целевое обучение по индивидуальным заявкам способствует быстрой и максимально эффективной реализации задач конкретных компаний.
Впрочем, обучение по той или иной программе может пройти любой желающий, если у него есть такая потребность. Для этого следует узнать в образовательном центре, когда будет сформирована группа, которая будет проходить обучение по конкретной программе, чтобы к ней присоединиться.
По окончании обучения образовательные центры предоставляют корпоративным клиентам подробный отчет.