Тип профессии по предмету труда. работа библиотекаря связана с книжками, текстами, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Знаковая система».
Тип профессии по признаку цели. модифицирующий.
Тип профессии по средствам труда. ручной.
Тип профессии по условиям труда. работа в «комнатных» критериях.
Класс профессии: исполнительский (по нраву труда профессия библиотекаря подразумевает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по данному эталону, с точным соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).
Библиотекарь — спец по обработке инфы в библиотечной и информационной сферах.
Основная деятельность библиотекаря связана с оказанием информационных услуг популяции (подбор литературы, консультирование, составление каталогов), учетом и классификацией хранящихся в библиотеке изданий, проведением работ по сохранности имеющегося библиотечного фонда.
К главным обязательствам библиотекаря относятся:
- комплектование, сервис, организация учета и хранения печатных материалов, научно-технической инфы на разных носителях, управленческой документации;
- работа по организации справочно-библиографического аппарата библиотек в классическом и автоматическом режиме;
- проведение исследований, чтение лекций, роль в научно-практических семинарах и конференциях;
- разработка методических пособий в области библиографии, информатики делопроизводства, проведение работ по унификации документов, разработке эталонов;
- сервис юзеров библиотечных и других информационных фондов, подготовка для их обзоров, справок, документов, консультирование по вопросам наличия и поступлений интересующей их инфы, правил использования фондами.
Требования к личным особенностям спеца
Библиотекарь должен владеть такими личностными свойствами. как хорошая память и внимание, навыки скорочтения, аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпение, усидчивость.
К профессионально важным качествам библиотекаря относятся:
- интерес к чтению;
- широкая эрудиция;
- доброжелательность;
- общительность;
- хорошая долговременная и оперативка, развитое внимание к деталям, цифрам, символам, знакам и пр.
К медицинским противопоказаниям. препятствующим работе библиотекарем, относятся:
- судороги, потеря сознания;
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- расстройства слуха;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений.
Требования к профессиональной подготовке
Библиотекарь должен хорошо знать. тенденции развития мировой и отечественной культуры; творчество выдающихся писателей; основные произведения отечественной, зарубежной литературы и литературы для детей и юношества; историю системы документальных коммуникаций, специальную терминологию, историю книг и книжного дела; теоретические основы библиотековедения; типологию читателей, особенности их чтения; основы организации библиотечного обслуживания; состав и структуру библиотечных фондов; виды и формы каталогов; систему каталогов и картотек централизованной библиотечной системы; основы теории и истории библиографии как области документально-информационной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий; нормы библиотечной этики.
Библиотекарь должен уметь :
- осуществлять профессионально-практическую библиотечно-библиографическую деятельность;
- комплектовать, обрабатывать и хранить библиотечные фонды;
- осуществлять библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке;
- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, средства механизации, автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности, применять компьютерную технику и телекоммуникационные средства в процессе библиотечно-библиографической работы.
Библиотекари могут работать в государственных библиотеках, библиотеках высших и средних учебных заведений, библиотеках школ, медиа-центрах. На многих предприятиях существуют собственные библиотеки, для работы в каких также требуются высококвалифицированные специалисты.
Библиотекари могут работать самостоятельно (заведующий небольшой библиотекой предприятия, учреждения или школы) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.
Библиотекари проводят весь день в помещении: специальные кабинеты, хранилища, отделы выдачи литературы.
Рабочая поза – преимущественно сидя; если специалист осуществляет подбор и выдачу литературы – стоя.
В работе библиотекарь использует ручные средства труда (ручка, карандаш) и современные технические средства (сшиватели, штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания и обеспыливания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальная одежда библиотекаря. халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники и пр.
Библиотекари постоянно общаются с большим количеством людей, а значит, существует опасность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.
Библиотекари работают с бумагами, которые долго хранились и поэтому могут вызывать аллергию, также заболевания бронхолегочной системы.
Требуемое профессиональное образование
Получить профессию библиотекаря можно в учреждениях среднего профессионального образования (специальность «Библиотековедение») либо высшего профессионального образования (специальность «Библиотечно-информационная деятельность»).
- Учреждения среднего профессионального образования:
- Учреждения высшего профессионального образования:
Перспективы карьерного роста специалистов в области библиотечного дела связаны с освоением смежных областей (историк, культуролог, HR-специалист и пр.), научным развитием (аспирантура, написание поисковых и научно-исследовательских работ), повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).
Профессиональный рост библиотекаря может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, станет руководителем структурных подразделений (отделов) библиотеки.