Образование в Китае

Образование в Китае

1.Реформа и развитие образования

Уже в 1-ые годы после образования КНР китайское правительство рассматривало просвещение как дело главной значимости, а увеличение культурного уровня народа — как краеугольную стратегию муниципального строительства. До 1949 года 80 процентов 500-миллионного населения Китая было безграмотными. Китайской правительство приложило большие усилия для преобразования старенькой системы образования, упорядочения политического курса и установок в области образования, в итоге стремительно возросло число обучающихся в стране. К истинному времени 91 процент районов страны окутан неотклонимым исходным обучением, 99 процентов малышей школьного возраста прогуливаются в школу, сокращается число деток, который по той либо другой причине оборвали учебу. В масштабе страны безграмотных посреди людей юного и среднего возраста сократилось до 7 процентов. С 1978 года по мере проведения политики реформ и открытости и в итоге возобновления системы муниципальных экзаменов при приеме в университеты дело образования в Китае получило бурное развитие. Признав образование стратегически принципиальным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало курс развития народного образования: "В развитии образования — лицом к модернизации, к наружному миру, у будущему".

На конец 1998 г. в стране насчитывалось 1022 вузов, где училось 3,41 млн. человек, в том числе 1,08 млн. первокурсников; при 736 университетах открыты отделения аспирантуры, где учится 199 тыс. соискателей, из их 73 тыс. были приняты в том же году; открыто 962 высших учебных заведений для взрослых, где учатся 2,82 млн. человек, в том числе 1 млн. новичков. Сразу в стране насчитывается 13948 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где учатся 9,38 млн. человек; открыто 17106 средних проф школ всех типов и уровней, учащихся в каких насчитывается 11,26 млн. (включая 1,73 млн. студентов техникумов) либо 55 процентов всех учащихся средних школ высшей ступени. В средних школах первой ступени всей страны училось 54,5 млн. человек, поступившие в средние школы составили 87,3 процента абитуриентов, окончивших исходные школы. Число учащихся в исходных школах страны достигнуло 139,54 млн. 98,9 процентов малышей школьного возраста прогуливаются в школу. Школьники, по той либо другой причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и исходных школах, составили соответственно 3,23 и 0,93 процента от общего числа учащихся. В средних проф школах для взрослых учатся 2,51 млн. человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 86,82 млн. В 1998 г. была искоренена неграмотность еще для 3,21 млн. человек. Эти данные молвят об радостных успехах Китай в народном образовании.

Период с конца сегодняшнего и до начала последующего века является очень принципиальным для социально-экономического развития Китая. Китайское правительство, исходя из стратегии "подъем страны за счет науки и образования" и стратегии длительного развития, присваивает приоритетное значение развитию образования и увеличению культурного уровня людей. По мере пришествия эры "взрыва инфы" в Китае все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны.

2.Дошкольное воспитание

Дошкольное воспитание в Китае осуществляется совместными усилиями всего общества в различных формах и по различным каналам. Кроме административных органов просвещения различных ступеней, правительство поощряет предприятия, непроизводственные и публичные организации, также отдельные лица на открытие детских садов согласно подходящим правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, интеллектуальном, эстетическом и других отношениях, чтоб с молодого возраста обеспечить гармоническое развитие личности. В детсадах главным средством воспитания служит игра, там сделаны подходящие условия для развития малышей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять возможности.

Правительство выработало цензы квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного воспитания, в части проф школ учреждены специальности дошкольного воспитания, в итоге в главном сформировалась система подготовки и увеличения квалификации преподавателей дошкольного воспитания. Благодаря принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную базу.

3.Дошкольное образование предназначено для деток в возрасте 1-6 лет

Согласно физическому развитию и психическим особенностях деток различных возрастов Министерство образования Китая разработало специальную программку образования для малышей грудного возраста, согласно которой учреждения дошкольного воспитания ведут обучение в области тактильного зания мира, развитие языковых способностей, арифметики, жизненных навыков и т.д.

В Китайские детские сады обычно принимаются дети в возрасте 3-6 лет. Ныне в Китае насчитывается около 150 тыс. детских садов, поэтому только 30% детей соответствующего возраста проходят в них обучение.

Детские сады делятся на государственные и частные. Государственные детские сады обладают богатым педагогическим и управленческим опытом, плата за обучение в них достаточно низкая, а частные сады сформировались лишь за последние пару лет, плата за обучение в таких учреждениях сравнительно высокая. По мере развития рыночной экономики постепенно увеличивается число частных садов. Ныне их количество составляет 30% от всех детских садов.

4.Начальное и среднее образование

В Китае срок начального образования составляет 6 лет, среднего образования первой ступени — 3 года, среднего образования высшей ступени — 3 года. Первые 9 лет обучения (включая начальное и среднее образование первой ступени) относится к обязательному. Все дети в возрасте 6 лет должны ходить в школу. В районах, где в главном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все дети, окончившие младшую школу, могут без приемных экзаменов поступить в средние школы, близлежащие от их мест жительства. Чтобы поступить в среднюю школу высшей ступени, выпускники средней школы первой ступени должны сдать вступительные экзамены, организованные местными просветительско-административными органами в едином порядке, после этого отбираются лучшие из них.

С 1986 года — года принятия "Закона КНР об обязательном обучении" — правительства разных ступеней приложили огромные усилия для реализации 9-летнего обязательного обучения и добились заметных успехов. Примерно в 1500 уездах (уездных городах и районах) страны осуществлено 9-летнее обязательное обучение, которым охвачено 50 процентов населения страны. В крупных и средних городах, также в экономически более развитых приморских районах осуществлено всеобщее полное среднее образование.

Образование в Китае

Начальные и средние школы принимают разные меры для повышения нравственного уровня учащихся, развития их трудовых навыков и организации внешкольных мероприятий, с тем, чтобы стимулировать всестороннее — нравственное, умственное, физическое и эстетическое развитие питомцев.

Базовое образование включает дошкольное обучение, обязательное девятилетнее образование от начальной школы до средней школы низшей ступени, обучение в средней школе высшей ступени, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках ликвидации неграмотности.

В текущее время в Китае свыше 200 млн. учащихся начальных и средних школ, а с детьми дошкольного возраста это шестая часть всего населения. Поэтому развитие базового образования является приоритетом правительства и рассматривается как важная сфера социальной инфраструктуры и всей системы просвещения.

В последние годы уверенными шагами развивается обучение в средних школах высшей ступени, в 2003 г. в них приняты 7,52 млн. учащихся, т. е. в 3,1 раза больше, чем в 1988 г. В текущее время удельный вес учащихся средних школ высшей ступени составляет только 42,8% — налицо значительный разрыв между Китаем и продвинутыми странами в гарантиях полного всеобщего среднего образования.

Государство выделяет целевые средства на школьное строительство для заметного улучшения условий обучения. Кроме нового строительства и расширения школьных помещений, правительство вложило капитал в реконструкцию ветхих зданий начальных и средних школ в многочисленных сельских районах. Значительно возросли бюджетные средства в среднем на школьника, ежегодно обновляются и пополняются учебные лаборатории и учебники во всех школах страны.

Правительство Китая обозначило цели развития базового образования: к 2010 г. приблизиться или достичь по общему уровню базового образования положения среднеразвитых стран мира.

5.Особое образование

Особое образование в Китае постоянно находится в центре внимания правительства. 1978 год — год начала реформ и открытости — стал вехой в истории развития особого образования. Государство приняло целый ряд законов и правовых актов, обеспечивающих право инвалидов на образование. Были разработаны основной курс и политические установки по развитию особого образования, создан специальный фонд развития особого образования. Все это стимулирует быстрое развитие особого образования. В стране действует 1426 учебных заведений для детей с дефектами зрения, слуха, или умственного развития, открыто 5400 классов особого образования при общеобразовательных школах, в них учатся 320 тыс. человек. Более того, много детей-инвалидов учится в обычных школах вместе с физически полноценными ровесниками. В стране создано более 1700 центров по реабилитации глухих детей, где 70 тыс. детей прошли курсы лечения и обучения, открыто свыше 1000 заведения для профессиональной подготовки инвалидов. В Китае особому образованию постоянно уделяется большое внимание, принят ряд законов и постановлений, которые гарантируют права инвалидов на получение образования. В текущее время насчитывается 1655 учебных заведений специального образования, в них обучается более 365 тыс. человек; в стране работают 1029 профессиональных подготовительных курсов для инвалидов и 2898 обычных подготовительных курсов, создано более 1700 оздоровительных центров для глухонемых детей, где уже прошли или еще проходят подготовку свыше 70 тыс. детей. В 2003 г. более 3 тыс. инвалидов поступили в обычные вузы.

6.Профессиональноеобучение

В "Законе КНР о профессиональном образовании", принятом в 1996 г. четко регламентированы значение, структура, основные задачи, управленческий аппарат и финансовые источники профессионального образования. Принятие этого документа означает, что профессиональное образование в Китае поставлено на правовую основу.

В систему профессионального образования Китая входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения, созданные на силы общественности. Они относятся к высшей, средней и начальной ступеням и плотно сплетены вместе.

Высшее профессиональное образование, осуществляющееся на базе среднего образования высшей ступни и являющееся важной частью высшего образования, пока находится в первоначальной стадии развития. Оно ведется приемущественно в 87 профессионально-технических институтах, краткосрочных профессиональных университетах, специальных техникумах; десятках высших специальных учебных заведениях, претерпевающих перестройку; 133 вузах для взрослых, где в опытном порядке дается высшее профессиональное образование по 188 специальностям. Более того, в 18 средних техникумах учреждены группы высшего профессионального образования. Все эти высшие профессиональные учебные заведения готовят квалифицированных технических работников прикладного и технологического назначения. Согласно программе развития профессионального образование, в последнее время Китай ускорит реформу системы высшего профессионального образования, упорядочит свои высшие профессиональные школы, с тем чтобы превратить их в нормальные профессиональные институты.

Среднее профессиональное образование — главная часть профессионального образования Китая, включает средние профессионально-технические школы, полные средние школы профессиональной ориентации и средние техникумы. Они готовят для производства технических и управленческих работников среднего уровня. К настоящему времени в стране насчитывается 3026 средних профессиональных школ.

Полные средние школы профессиональной ориентации восстановлены сначала 80-х гг. и, глубоко отвечая требованиям подъема национальной экономики и структурной реформы системы среднего образования, получили стремительное развитие. Сегодня в 8500 таких школах учатся 4 млн. человек. Задача полных средних школ профессиональной ориентации сводится к подготовке работников широкого профиля, имеющих полное среднее образование и владеющих определенными профессиональными знаниями и навыками. Если в 80-х гг. школы такой категории часто испытывали дефицит в преподавателях-предметниках, учебных пособиях, лабораториях и производственных базах, то теперь они все преодолели эти узкие места, превратившись в школы нового типа с определенным масштабом, качество обучения в них значительно повысилось.

Средние технические училища (техникумы), появившиеся впервые в Китае в 1949 г. созданы для подготовки рабочих высокой квалификации. Их насчитывается 4467, в них учатся 1,863 млн. человек по более чем 400 специальностям.

В текущее время в стране открыто более 17 тыс. профессиональных учебных заведений различного типа и разных ступеней, 2090 центров профессиональной подготовки, более 400 тыс. центров повышение квалификации рабочих и служащих, курсов технической подготовки для взрослых и т.п. Ежегодно несколько десятков миллионов человек проходят подготовку в них. Все это говорит о том, что в Китае в главном сформировалась система профессионального образования, включающая высший, средний и начальный уровни и охватывающие широкие направление и профили.

В Китае большая часть населения проживает в сельских районах. В деревнях (уездах, поселках) обязательное образование охватывает 160 млн. человек. С 2003 г. образованию на селе стало уделяться небывалое внимание. На 1-м Всекитайском рабочем совещании по вопросу образования на селе, созванном Госсоветом в сентябре, была выдвинута конкретная цель развития образования на селе и намечены важные политические установки и меры.

В 2003 г. увеличилась финансовая помощь центрального правительства обязательному образованию на селе, под Государственный проект распространения обязательного образованию в бедных сельских районах уже выделено 3 млрд. юаней; из 6 млрд. юаней, созданных для реконструкции ветхих зданий сельских средних и начальных школ, уже выделено 2 млрд. юаней; на создание экспериментальных точек по современному дистанционному обучению в сельских средних и начальных школах выделено около 1,4 млрд. юаней, в число образцовых объектов современного дистанционного обучения вошли сначала средние и начальные школы западного региона — образцовые точки уже созданы в 10000 сельских средних и начальных школах. Правительство также увеличит ассигнования, предназначенные на бесплатную выдачу учебных материалов с 200 до 400 млн. юаней в год; все местные финансовые органы тоже в соответствующей степени увеличили ассигнования на образование на селе.

Согласно плану Министерства по делам образования КНР в последующие пять лет правительство прибегнет к мерам, направленным на осуществление в главном распространения в западном регионе обязательного девятилетнего образования и ликвидации неграмотности среди молодежи и людей зрелого возраста, в отношении центральной части и восточного региона правительство требует распространения обязательного девятилетнего образования высокого уровня и качества; одновременно активно продвигается развитие современного дистанционного обучения в сельских средних и начальных школах, продолжает оздоровляться и совершенствоваться система управления обязательным образованием на селе.

8.Высшее образование

После 1978 г. путем перестройки и регулирования системы в главном сформировалась многоступенчатая, многообразная система высшего образования с полным объемом дисциплин. Число обычных вузов возросло с 598 в 1978 г. до 1002 в 1998 г. По мере непрерывного углубления реформы управленческой системы высшего образования расширяется масштаб высших учебных заведений, заметно повышается эффективность обучения. Постепенно рационализируется пропорция выпускников разных специальностей и разных звеньев, оптимизируется структура специальностей. Все это позволяет вузам ежегодно в большом количестве готовить высококвалифицированных специалистов.

В последние годы бурное развитие получили предприятия при вузах, занимающихся приемущественно освоением высоких и новых технологий. Часть техноемких видов продукции этих предприятий нашла сбыт на международном рынке. Ныне государство сосредоточенно содействует реализации "Программы-211", согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.

На фоне утверждения системы социалистической рыночной экономики и углубления реформы во всех отраслях народного хозяйства перестройка старой системы управления высшими учебными заведениями стала ключевым моментом реформы высшего образования в целом. Реформа предполагает взаимодействие между правительством, обществом и вузами, создание и совершенствование нового механизма управления вузами, при котором правительство в едином порядке осуществляет планирование и макрорегулирование, вузы, обращаясь лицом к обществу, самостоятельно строят учебный процесс в соответствии с законами. В последние годы отмечены положительные результаты в перестройке механизма ведения высшего образования, системы управления вузами, способов финансирования, системы управления кадрами и системы распределения. В реформе порядка приема студентов и распределения выпускников также сделаны большие шаги вперед. С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Ныне все студенты принимаются в едино порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии. Трудоустройство выпускников вузов осуществляется путем "встречного движения вузов и организаций-работодателей", по принципу "обоюдного выбора", учитывающего интересы как выпускников, так и организаций, нуждающихся в кадрах. Отныне все выпускники вузов согласно политическим установкам государства самостоятельно находят себе работу кроме тех немногих, кто ранее заключили контракт о трудоустройстве после окончания вуза.

Небывалое развитие получила аспирантура. До 1949 г. китайские специалисты высшего звена проходили подготовку приемущественно в зарубежье, лишь немногие из них вышли из стен отечественных вузов. За всю историю эти вузы подготовили всего 200 с лишним магистров и ни одного доктора наук. Однако после 1978 г. 63 тыс. человек держали экзамены в аспирантуру, из них 10 тыс. победили в конкурсе. В одном только 1998 г. в стране 8957 соискателям было присуждена ученая степень доктора, 38051 человек стали магистрами. Ныне в стране в главном сформировалась система аспирантского образования, характеризующаяся сравнительно полным охватом научных дисциплин и высоким качество обучения; создана система присуждения ученых степеней. Все это обеспечивает стране подготовку специалистов разного профиля высшего звена, способствует исследованиям в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах и развитию высшего образования в целом.

Китай принимает на учебу зарубежных студентов, одновременно посылает за границу своих студентов на учебу и стажировку. В одном лишь 1998 г. было принято 43084 гражданина из 164 стран мира, пожелавших учиться в Китае. Число людей, выехавших в том же году из Китая в другие страны на учебу, установило новый рекорд — 23 тыс.

9.Образования для взрослых

В первые годы после образования КНР, когда неграмотные составили более 80 процентов населения страны, народное правительство призывало "учиться грамоте, ликвидировать неграмотность". С того времени стало повсеместно распространяться образования для взрослых.

Образование для взрослых предполагает популяризацию культурных знаний приемущественно среди занятых на работе лиц, профессиональную подготовку безработных или желающих сменить профессию, повышения уровня их квалификации; ликвидацию неграмотности; удовлетворение запросов тех, кто имеет определенное образование (в том числе высшее), но нуждается в продолжительном обучении или технической подготовке для пополнения знаний; удовлетворение духовных запросов граждан в условиях многообразия социально-культурной жизни, внедрение здорового и культурного стиля жизни.

В систему образования для взрослых входят радио- и телеуниверситеты, вузы для рабочих, служащих и крестьян, институты для управленческих кадров, институты для педагогов, заочные институты, разные курсы для взрослых при вузах (например, заочные курсы, вечерние курсы, курсы переподготовки учителей), курсы "дистанционного обучения" при помощи средства спутниковой связи, самообразовательные курсы для последующей сдачи государственных экзаменов и т.п.; средние специальные курсы для рабочих и служащих, средние школы для взрослых и средние школы технической подготовки, культурно-технические школы для крестьян при средних специальных школах для взрослых или средних общеобразовательных школах, радиотелешколы для крестьян и т.д. Образование для взрослых осуществляется в разных формах: аудиторное обучение с полным учебным днем, заочное обучение с обеспечением аудиовизуальными учебными пособиями, обучение с полным или частичным отрывом от производства, вечернее обучение и т.д.

Образование для взрослых по своей постановке можно разделить на две категории: с выдачей аттестата об образовании и без выдачи такового. Первая категория предполагает вузовский курс с полным сроком обучения, курс с сокращенным сроком обучения, среднее специальное и среднее общее образование; вторая же категория представлена курсами по ликвидации неграмотности, по распространению прикладных технологий в деревне, курсами повышения квалификации на рабочем месте, курсами по обучению отдельным дисциплинам и курсами поствузовского образования.

В последние годы обновлены учебные помещения, лабораторное оборудование, повышена квалификация преподавательского состава в учебных заведениях для взрослых, значительно улучшено качество и эффективность обучения. Обучение взрослых стало одной из важных частей народного образования в Китае. Ныне в стране помимо государственных учебных заведений для взрослых действует более 1200 высших школ, созданных на общественные средства, 21 из них имеет право выдачи дипломом выпускникам. Свыше 30 тыс. вузов открыли краткосрочные курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Стабильно развивается высшее образование. К концу 2003 г. во всей стране насчитывалось 2003 вуза, число обучающихся в них — 19 млн. человек, валовой коэффициент охвата высшим образованием составляет около 17%, по международно-признанным стандартам Китай вступил в этап массового обучения. В опубликованном 23 июня 2003 г. ЮНЕСКО «Докладе о положении в области высшего образования в мире» указывается: число обучающихся в китайских вузах за чрезвычайно короткий срок увеличилось вдвое, по масштабам высшего образования Китай стоит на первом месте в мире.

Благодаря последовательным реформам в последние годы продолжают усовершенствоваться первоначальные масштабы системы высшего образования. В 1993 г. началось создание системы 100 университетов первоклассного мирового уровня, 708 вузов были слиты в 302 многопрофильных универсальных вуза, а именно, Центральная академия прикладного искусства была слита с самым авторитетным храмом науки Китая — университетом «Цинхуа». Пекинский университет, существующий более ста лет, слился с самым лучшим в стране медицинским вузом — Пекинской медицинской академией. Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системе управления высшим образованием, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса. Создан специальный государственный фонд поддержки свыше 30 вузов, входящих в число передовых высших учебных заведений мира.

Много лет подряд расширяется прием студентов в вузы. В 1999 — 2002 гг. число поступивших в вузы с 1,6 млн. возросло до 3,2 млн. студентов. В 2003 г. принято в обычные вузы 3,82 млн. студентов, на 620 тыс. больше предыдущего года; в аспирантуры вузов и исследовательских институтов — 269 тыс. соискателей, на 66 тыс. больше предыдущего года. В 2004 г. продолжается расширение приема в аспирантуры вузов, по государственному плану принято 330 тыс. соискателей, на 22,7% больше предыдущего года.

Заметно крепнет научно-исследовательский потенциал вузов, их вклад в экономическое строительство и социальное развитие с каждым днем становится заметней. Укрепляется сотрудничество в области производства, обучения и исследований, что способствует ускорению темпов внедрения научно-технических достижений, появились новые наукоемкие отрасли и новая научно-техническая продукция. К концу 2003 г. в стране насчитывалось 43 научно-технического парка, некоторые из них стали важной базой внедрения наукоемких достижений.

10.Негосударственные образовательные учреждения

Государство всеми силами оказывает поддержку созданию образовательных учреждений на общественных началах. Закон КНР о содействии развитию негосударственного образования опубликован 28 декабря 2002 г. и вступил в силу 1 сентября 2003 г. На конец 2003 г. в Китае насчитывалось 60 тыс. негосударственных учебных заведений и учреждений просвещения, в каких обучались более 11,16 млн. человек. В числе их было1202 вуза (не включая 133 негосударственных вуза, обладающих правом выдавать дипломы государственного образца) с 1,4 млн. студентов.

Созданные на общественных началах учебные заведения первыми проложили путь к учреждению учебных заведений совместно с зарубежными странами. Многие иностранные университеты именно через этот канал утвердились в Китае. Создание совместное с другими странами на общественных началах учебных заведений обогатило образовательную систему Китая и предоставило молодежи очередной канал для получения образования.

11.Сетевое образование

Сетевое образование развивается уже не первый год и постепенно обретает свои масштабы. Объединение вокруг него крупных фирм превратило сетевое образование в горячую точку инвестирования в образование. Наибольшую пользу от сетевого обучения получают студенты отдаленных районов и районов с неразвитым просвещением, а провалившиеся на вступительных экзаменах абитуриенты и работающие при помощи онлайновых университетов также получают возможность получить образование и профессиональную подготовку.

Министерство образования уже разрешило 68 вузам и Центральному радио- и телеуниверситету развернуть работу по созданию экспериментальных точек современного дистанционного обучения. До конца 2003 г. включительно эти высшие учебные заведения уже создали по всей стране 2027 вневузовских центров (точек), которые охватывают десять крупных дисциплин 140 профессий, уже зарегистрировано 1,373 млн. обучающихся.

Постепенное внедрение технологии широкополосного доступа также содействует развитию сетевого обучения. В рамках Образовательной и научно-исследовательской сети Китая (CERNRT), формирование которой началось в 1994 году, была создана скоростная передающая паутина в 20 тыс. км. Она имеет 28 международных и местных информационных каналов, покрывает главные города страны и стала второй по масштабам сетью Интернет в Китае. Эта сеть в короткие сроки соединилась с открытой в 2000 г. Китайской образовательной сетью на основе спутниковой широкополосной мультимедийной связи (CEBSat) и стала платформой современного дистанционного обучения, «объединившей небо с землей» и предоставившей современному дистанционному обучению всестороннюю опору электронной связи.