«История — наставница жизни» — говорит лозунг людей, изучающих историю как науку. Более броско другое латинское изречение, создатель которого Цицерон «История-учительница жизни. Так как не знать того, что было до твоего рождения, значит навечно оставаться ребенком» .
Эти выражения и многие другие означают, что история — это необычная, всегда современная и «жива» наука. Сначало термин «история» означал в переводе с древнегреческого языка «расследование, узнавание, установление, расспрашивание».
О предмете история
В толковом словаре «история» трактуется как гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека, его деятельности, мировоззрения в прошлом. Этимологический словарь поясняет, что слово «история» пришло из греческого языка и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor, где корень «weid» означает «знать, видеть» в русском языке представлен словами «видеть, ведать».
Также как и многие науки, история получила свое начало в период эллинизма, благодаря таким именам как Фукидид (его труд «История Пелопоннесских войн»), Гомер (поэмы «Илиада» и «Одиссея»), Гераклит, Аристотель и, конечно, Геродот, которого считают «отцом истории».
В новое время, в конце XV века в Англии термин история стал использоваться как последовательность прошедших событий. С тех пор, в узком смысле, история как наука изучает всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторических процессов, объективность фактов и сделать выводы о причинах событий. И здесь напрашивается высказывание историка В.О.Ключевского «История-фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Знания, полученные на уроках истории, понадобятся и в повседневной жизни, например, поддержать дискуссию, спор на политическую тему, на отдыхе заграницей, где необходимо знать не только памятники истории, но и культуру, и традиции посещаемой страны.
История является основой многих профессий. Это такие специалисты как археологи, архивариусы. адвокаты. юристы. дипломаты. политтехнологи, экскурсоводы. краеведы, этнографы, преподаватели истории.
О профессии этнограф
Этнограф — это специалист, изучающий историю народов, его быт, культуру, традиции.
На Кольском полуострове эту профессию нельзя назвать очень популярной, хотя с каждым годом все возрастает интерес к истории таких малых народов как саами, коми. Об этом свидетельствуют многочисленные экспедиции Эрнста Мулдашева, целью которых являются нойды (саамские шаманы), а без этнографов здесь не обойтись.
Личные качества
Будущий этнограф должен обладать следующими качествами:
- любить путешествовать,
- знать несколько языков,
- быть коммуникабельным,
- физически выносливым,
- любознательным,
- обладать аналитическим складом ума,
- хорошей памятью,
- вниманием,
- умением слышать и слушать.
Людям с нервно- психическими заболеваниями, расстройствами слуха и речи, со слабым физическим развитием, безвольным характером профессия этнографа противопоказана. Конечно, с данными недостатками можно получить высшее гуманитарное образование по данной специальности, но этнограф это специалист практик! На основе исследований этих специалистов должна строиться национальная политика страны и регионов.
Сегодня этнографы не пользуются высоким спросом на рынке труда. Заработную плату тоже нельзя назвать привлекательной. Младший научный сотрудник получает примерно 13-14 тысяч рублей в месяц. Однако на Западе эта профессия стала перспективной: этнографы работают консультантами нефтяных и газовых корпораций, которые хотят вести переговоры с населением, живущим там, где, например, будет начата нефтедобыча.