Совершенного метода, как избрать самую подходящую профессию, пока не создано. Но способности как-то осознать, что для вас близко и в чём ваше призвание, всё же есть. Управляющий Центра довузовского наставничества, кандидат психических наук Лена Серпионова подготовила подробный разбор плюсов и минусов всех видов профориентационных услуг в Рф.
Лекторий со спецами
Общественная встреча для старшеклассников со спецом из интересующей их сферы, который ведает о плюсах и минусах профессии, сущности работы, отвечает на вопросы.
- Можно услышать о ежедневных задачках профессии конкретно от спеца.
- «Зарядиться» историями проф фуррора.
- Задать вопрос впрямую спецу.
- Несистемное, разовое мероприятие по принципу «одна встреча — один специалист». Нет отложенной оборотной связи: возможность задать вопросы, накопившиеся и осознанные уже после встречи, не предусмотрена.
- Выстроено по принципу «слушай, как это происходит» — нельзя испытать себя в деле, нет места для личной активности.
- Риск выбора профессии из-за появившейся сиюминутной очарованности специалистом.
- Политизированность встреч. Если встречу проводит конкретный вуз, то ему выгодно, чтобы было прорекламировано именно их учебное заведение. Если встречу проводит конкретное предприятие, то ему важно, чтобы именно к ним пришли потенциальные работники. Поэтому «подвал» профессии не будет озвучен («Не пугайте детей! А то работать не придут!»).
Игровое профпогружение
Игровое профпогружение (в ролевых играх, игровых профориентационных парках — «Кидзания». «Мастерславль». «Кидбург» ) предусматривает, что участники проигрывают различные виды профессиональной деятельности, основные рабочие моменты, примеряют на практике профессию.
- Носят более развлекательный характер, поэтому очень подходят детям до 14 лет.
- Хорошо формируют общий кругозор и осведомлённость о профессиях.
- Появляется личный опыт решения базовых задач профессии.
- Игровое профпогружение проходит под руководством психолога, реже кадровика, в большинстве случаев — специалиста с педагогическим образованием, и никогда — реального специалиста из профессии. И это оправдано для разового посещения одной активности и поболее чем достаточно для детей и подростков до 14-15 лет. Но для тех, кто старше, нужно что-то посерьёзнее.
- Опыт разовый. Если придёте второй раз — задания останутся неизменными.
- Нет системы комплексной услуги, полного цикла сопровождения выбора профессии.
- Рабочие зоны профессий всегда хорошо и красиво оформлены. И это может укрепить ложный образ об условиях труда, которые в реальности бывают далеко не такими комфортными.
Тренинговое профпогружение
Групповые программы, которые позволяют участникам погрузиться в самые разные ситуации, возникающие в процессе работы. Здесь можно соотнести свои потребности и возможности с реальными специальностями.
- Можно обнаружить у себя и затем развивать навыки, необходимые для решения задач будущей профессиональной деятельности.
- Тренеры — не только лишь психологи, да и реальные специалисты (эксперты-профессионалы).
- Родители получают резюмирующую обратную связь по итогам пропогружения (не всегда, это нужно уточнять отдельно).
- Можно получить рекомендации по развитию профессиональных навыков от специалиста.
Недостатки
- Это всегда массовые групповые занятия.
- Проходит вне предприятия.
- Не всегда учитывает личную предрасположенность ребёнка. Например, вы считаете, что лидерские качества нужно тренировать во что бы то ни стало. И вам лично они очень помогают преуспеть. Но не факт, что именно этот задаток есть в вашем ребёнке. И из этого совсем не следует, что раз этого задатка нет, то надо его искусственно выращивать.
Профкурсы и довузовское обучение
Представлены в разных видах обучающих активностей: от летних программ и каникулярных интенсивов до систематических еженедельных занятий в школах при вузах со специалистами факультетов.
Поиск по профориентационным курсам Москвы — в удобномсервисе«Мела»
Достоинства
- Вы будете знать, что предстоит изучать при получении специальности в вузе, сможете оценить, насколько у вас усваивается эта информация и примерите «профессиональный язык».
- Даже если не выберите эту специальность, то, вероятнее всего, получите интересную и ценную информацию. Мало ли где пригодится.
Недостатки
- Политизированность. Если обучение проводит конкретный вуз, а не независимый центр, то ему выгодно, чтобы участники пришли учиться именно к ним.
- Обучение приближено к вузовской программе и может быть сложным для старшеклассника.
Виртуальные экскурсии
Экскурсии делятся на виртуальные в нон-стоп режиме и традиционные экскурсии на 1,5-2 часа на производстве и в компании.
К виртуальным экскурсиям можно отнести специально снятые фильмы о профессиях, видеосюжеты с производств, также видеоэкскурсии в формате 3D и в онлайн-режиме прямо с предприятия, где идёт запись рабочего процесса.
Достоинства
- Можно увидеть реальный процесс производства или отрывки из рабочего дня специалиста.
- О рабочих задачах профессии можно узнать прямо из дома, со своего телефона в любое удобное время, бесплатно.
- Возможность возвращаться и пересматривать сюжеты.
Недостатки
- Нет обратной связи. Нельзя задавать вопросы специалисту, выполняющему увиденную работу.
- «Подвал» профессии не раскрывается. Для видеосюжетов выбраны лучшие интерьеры, технологически совершенные производства, по которым ходят нарядные работники.
Традиционные экскурсии
Достоинства
- Наличие экскурсовода, а значит, будет кому задать вопросы.
- Можно наглядно ознакомиться с требованиями профессии, с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда и его условиями. Понаблюдать за работой специалиста.
- Если экскурсовод профессиональный, то у школьника обязательно сформируется интерес и уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции.
Недостатки
- Наблюдения больше, чем участия.
- Может не повезти с экскурсоводом (например, сухость, схематичность, поверхность изложения).
- Типичные ошибки при проведении экскурсии: плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового), экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ), использование специальных терминов без объяснения их значения.
Профориентационное тестирование
Психологическая диагностика позволяет исследовать способности и личностные особенности школьника на специальном компьютерном оборудовании. После исследования проходит беседа с психологом.
Достоинства
- Можно узнать о предрасположенностях ребёнка к разным видам деятельности. Происходит всесторонний психологический анализ личности, интеллекта, склонностей, ценностных ориентаций.
- По результатам даются списки профессий, соответствующие выявленным интересам и способностям учащегося.
- Разработано учёными, научно-исследовательскими коллективами на основе одобренных в научном сообществе теорий.
Недостатки
- Влияние сиюминутных факторов вроде настроения на результат тестирования.
- В некоторых опросниках на результат влияет то, насколько подросток хорошо сам себя знает. Часто случается так, что школьники не понимают значения слова в вопросе, но не признаются в этом.
- При самостоятельном тестировании (без психолога) велика возможность ошибиться, неверно трактуя полученные результаты.
- Интерпретация результатов сильно находится в зависимости от профессионализма эксперта-психолога.
- Срез с человека в статике. Предполагается, что выявленные особенности относительно постоянны и пробудут со школьником всю оставшуюся жизнь. Отчасти так и есть, но человеку свойственна изменчивость, особенно в юном возрасте.
- Нет мониторинга эффективности. Пока мне известен только один из психодиагностических центров страны, который позаботился о том, чтобы отследить, поступил ли клиент по рекомендованной в результате теста специальности в вуз и хочет ли работать по специальности. Это был профориентационный центр при МГУ.
Довузовское наставничество
В нашей стране практически отсутствует довузовская практика знакомства с профессией «на собственной шкуре», реализованная в форме наставничества. Это самостоятельное и систематическое погружение в профессию вместе с опытным и практикующим в ней специалистом.
Достоинства
- Все есть шансы окунуться в реальное проблемное поле профессии — не в игровой форме, не в форме тренинга, а при решении реальных ситуаций.
- Наставник в процессе общения со стажером исследует его мотивацию с позиции уже зрелого профессионала.
- Выявляет и корректирует ложные ожидания от профессии, обсуждает с протеже мифы и стереотипы, которые существуют в массовом сознании.
- Неангажированность. Обычно, наставниками становятся те профессионалы, которые заинтересованы в развитии всей отрасли в целом. Потому у них нет задачи прорекламировать определённый вуз или заткнуть вакансию.
Недостатки
- Малоэффективно, если у старшеклассника заранее нет хотя бы минимальной определённости, какую профессию он хочет осваивать.
- Редкость. Практически отсутствуют центры, в каких объединены наставники.
- Не у всех проработана методология отбора наставников. Обычно, отправляют самых молодых сотрудников или выбирают по другому критерию.