Изложение — это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, также его художественно-стилистических особенностей.
По нраву текстового материала выделяется несколько типов изложений:
- повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);
- описательное (либо с элементами описания);
- изложение-рассуждение (либо с элементами рассуждения).
Обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст часто врубаются элементы описания, в описательных текстах часто находится рассуждение, а в изложениях-рассуждениях бывает иногда и описание, и повествование. Очень принципиально уметь выделить из текста тот либо другой вид изложения, потому что каждому из их присущи свои особенности.
Повествовательное, либо сюжетное, изложение — более обычной вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (либо городов, государств и т. п.), о нраве какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг дружку событиях.
Типичная погрешность повествований — неоправданное повторение слов в исходной части высказывания, содержащей однотипную информацию. Чтобы избежать этого, следует обратить внимание на то, как авторы-профессионалы обходятся без повторения слов, указывающих на действующее лицо или на последовательность событий. Нужно подразумевать определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события вроде бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.
Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно уточнить его тему и основную мысль (иногда она заключена в заглавии текста). Потом нужно выявить микротемы и постараться озаглавить каждую из них. Работа над изложением систематизируется, если ученик ответит себе на следующие вопросы:
1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
4. Как автор относится к персонажам?
5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
Сюжетное изложение дисциплинирует мысль ученика, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.
Описательное изложение — более сложный (если не самый сложный) вид работы. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.
При написании такого вида изложения важно не упустить из виду каждый предмет, каждую мелочь, составляющие общую картину. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо представляем себе жизнь русского крестьянина посреди XIX века; знакомясь с описанием археологических находок, переносимся в ранний период истории древних славян; изучая тексты об архитектуре Кремля, Большого театра, старого здания Московского университета, многочисленных церковных храмов, мы получаем яркое впечатление о самобытном таланте русских архитекторов. Не упустить из поля зрения малейшие детали подобных описаний — одна из важнейших задач пишущих изложение.
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
1. Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
4. Какие средства языка использованы?
В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если идет речь, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п. библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.
Последний вид — изложение-рассуждение. Этот вид работы больше всего затрудняет учеников. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только лишь на вопрос «Что и где происходит?», да и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
1. выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
2. уточнение основной мысли высказывания;
3. построение рассуждений со сложной аргументацией;
4. отбор языковых средств;
5. воспроизведение текста от третьего лица;
6. построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.
Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
Кратко или подробно нужно излагать текст?
Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.
Учащийся вынужден писать кратко, если:
1. не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
2. обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.
На экзамене требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) — трех стандартных страницах.