ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В Исходной И СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дистанционную форму обучения спецы по стратегическим дилеммам образования именуют образовательной системой 21 века. Актуальность трудности дистанционного обучения состоит в том, что результаты публичного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сейчас концентрируются в информационной сфере. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «привеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Исходя из того, что информация очень стремительно устаревает, нужно повсевременно увеличивать информационную культуру населения. Дистанционная форма обучения позволяет сделать систему массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией независимо от расстояния. Кроме того, дистанционное образование обеспечивает равные возможности всем группам населения. Дистанционное обучение в 21 веке станет самой эффективной системой подготовки и поддержания высокого квалифицированного уровня специалистов.
В ближайшее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. Однако, наблюдается некоторое расхождение в мнениях авторов публикаций разных лет по тем или иным вопросам. Исследуя динамику развития данной формы обучения можно выявить следующие противоречия:
необходимость дистанционного обучения практически ни кем не отрицается, но до сего времени не разработана и не принята его нормативно-правовая база;
существуют различные определения «дистанционного обучения», что позволяет «подстраивать» термин под понятие любых форм образования (кроме очной);
дистанционное обучение широко применяется на практике, но педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит, главным становится коммерческая сторона дела.
В условиях расширения форм дополнительного образования применение дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов позволяет сделать более эффективной систему сопровождения и контроля учебного процесса по программам для начального и среднего звена, и даже для программ по внеурочной деятельности.
Эффективность дистанционного обучения находится в зависимости от оперативного общения преподавателей и учащихся. Это должны быть преподаватели с универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими информационными технологиями, психологически готовые к работе с воспитанниками в новой учебно-познавательной сетевой среде. В нашей стране не достаточно хорошо ведется подготовка специалистов подобного рода. Другая проблема – инфраструктура информационного обеспечения учащихся в сетях.
Применение дистанционных технологий усиливает конкурентоспособность школьных образовательных программ, создавая условия для построения индивидуальных образовательных траекторий. Сетевая модель организации дистанционных образовательных программ школы позволяет расширить выбор образовательных технологий, создать сетевое коммуникативное пространство. Устойчивость результатов развития системы непрерывного образования учащихся обеспечивается системностью подхода к образовательным программам школ, их ориентированность на новейшие технологии и модели обучения, на современный уровень развития инновационных сфер.
Следовательно, в решении проблем дистанционного обучения образовательным программам основной школы требуются теоретические, серьезные научно-исследовательские разработки, экспериментальная проверка полученных результатов. Разработка программ дистанционного обучения и методики их использования обеспечат качественную подготовку будущих специалистов.