Курс MBA логистика в нашей стране можно прослушать исключительно в 7 учебных заведениях:
- Столичная интернациональная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт),
- Школа бизнеса и интернациональных компетенций МГИМО (У) МИД Рф,
- Факультет «Институт менеджмента и маркетинга» Русской академии народного хозяйства и гос службы при Президенте Русской Федерации,
- Столичный технологический институт,
- Высшая школа бизнеса Муниципального института управления,
- City Business School,
- Интернациональный центр подготовки кадров в области логистики НИУ "Высшая школа экономики".
Все учебные заведения имеют аккредитацию в AMBA (Association of MBAs), кроме City Business School, которая аккредитована в EDLA (Европейская Ассоциация Дистанционного Обучения и Образования) и РАБО (Русская Ассоциация бизнес — образования).
Ряд учебных заведений, не имеющих интернациональной сертификации, также предлагают свою программку по этому курсу MBA. Посреди их можно выделить Русскую школу управления.
Слушатели этих учебных заведений получают специализацию MBA:
- Управление цепями поставок,
- Международные транспортные операции,
- Стратегическая логистика и бизнес-аналитика.
Длительность обучения от 1,5 до 2, 5 лет. Обучение может быть в 3-х видах:
- Очное (вечернее),
- Заочное (модульное),
- Дистанционное (Представлено City Business School).
Обучение доступно спецам с высшим образованием, имеющим стаж более 2 лет на руководящих должностях.
Содержание программы
В Рф большая часть компаний (около 80%) все задачки логистики решают без помощи других, не прибегая к услугам мастерски нацеленных по управлению цепями перевозок компаний, поэтому потребность в квалифицированных специалистах этого профиля крайне высока. Программа MBA логистика создана для достижения действующими специалистами этой деятельности профессионализма и обучения их новейшим технологиям логистического бизнеса. При выборе программ обучения следует руководствоваться задачами, поставленными перед управляющими логистическими процессами в компании и уровнем их подготовленности на этот момент. При достаточно высоком уровне подготовки менеджеров высшего звена, занятых процессами управления цепями поставок, следует ориентироваться на программы MBA, где в учебном плане профильные дисциплины занимают более 50% учебного плана. Если на обучение направляются руководители, не имеющие профессиональной подготовки, лучше ориентироваться на программы MBA логистика в институте МИРБИС и другие учебные заведения, в каких общетеоретический курс подготовит слушателей к вхождению в профильные дисциплины для более полного их усвоения.
В общетеоретический курс обучения включены следующие предметы:
- Введение в экономику,
- Современный менеджмент,
- Управление финансами,
- Маркетинг и конкурентоспособность,
- Теория предпринимательства.
Профессиональные дисциплины представлены следующими курсами:
- Основы логистики,
- Управление закупками и материальными запасами,
- Управление цепями поставок,
- Складская логистика,
- Информационные технологии в логистике.
В некоторых учебных заведениях в программу включают Стратегическую логистику, курс, охватывающий всю логистику с позиции стратегии развития компании, ее связь с развитием маркетинга в компании.
Основы логистики вводят слушателей в понятийный аппарат управления основными компонентами: закупочной, транспортной, производственной и распределительной логистики. В этом предмете слушателей знакомят с проблемами современной логистики и определяют место этой дисциплины в теории международных перевозок. Здесь же дают представление о месте логистики в системе управления компанией, ее связи с маркетингом компании.
Управление закупками и материальными запасами
Управление закупками включает различные типы приобретений и виды соответствующих работ:
- закупку,
- аренду,
- выполнение по контракту
- выбор поставщиков,
- проведение переговоров,
- согласование условий,
- экспедирование,
- мониторинг показателей работы поставщиков,
- грузопереработку материалов,
- транспортировку,
- складирование
- приемку товаров, полученных от поставщиков.
В данном курсе слушатели учатся выбирать структуру для осуществления закупочной деятельности и знакомятся с типовыми процедурами управления снабжением компании, такими как:
- Анализ потребностей;
- Определение и оценка требований к закупаемым материальным ресурсам;
- Исследование рынка закупок;
- Осуществление закупок и контроль поставок;
- Бюджетирование закупок;
- Связь с другими подразделениями компании.
Управление цепями поставок
Цепи поставок, состоят из 4 основных звеньев: «Производитель – Дистрибьютор – Розничные сети — Покупатель». Воздействие производителя на покупателя напрямую практически невозможно, но вполне возможно взаимодействие с розничными сетями, и тот из производителей, кто наладит первый это взаимодействие, получит преимущества в реализации своей продукции. Этот процесс отладки взаимодействия по данной цепи является основным предметом данного курса MBA. Слушатели изучат основные логистические системы, используемые лидерами в этой области.
Складская логистика
Складская логистика в курсе MBA является составляющей логистической цепи, где она может быть промежуточным звеном или конечным пунктом в этой цепи. Поэтому склады в этой цепи подразделяют на производственные и товарные склады. Производственные склады являются промежуточным звеном в логистической цепи, даже если это склад готовой продукции. Товарные склады созданы для специального хранения товаров, и это является основным видом коммерческой деятельности для них.
Современная система складирования достаточно сложный набор оборудования, комплектации груза, систем их хранения и перемещения, также информационной системы хранения товарной массы. Поэтому слушателей данного курса знакомят с местом склада в логистической системе, требованиями к оснащению современных складских систем, предлагают механизм выбора системы складирования и экономическую оценку такого выбора.
Информационные технологии в логистике
Компьютеризация производства и управления им коснулась и логистики. Потоки товаров и методы их перемещения, хранения и обработки информации о них невозможно осуществить без новых информационных технологий. На этом основании возникла информационная логистика, в которую входят:
- Информационные технологии,
- Интернет — технологии,
- Технологии обмена массивами данных,
- Технологии бесконтактной идентификации.
В этой области созданы и развиваются аппаратно — программные комплексы, которые обладают искусственным интеллектом и управляют в автоматическом режиме всеми процессами по логистической цепочке и оптимизируют эти процессы по заданным критериям.