Диапазон ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
- Познакомить студентов со диапазоном педагогических специальностей, посодействовать им представить единую картину многозначной педагогической профессии.
- Показать, что преподаватели различных специальностей вкупе сформировывают у учащихся единую картину мира и реализуют делему межпредметных связей.
- Выявить перспективы педагогической профессии; положить начало формированию взора на педагогическую профессию как профессию широких и различных способностей, перспектив для человека, ее избравшего; взора на профессию, способную отменно преобразовывать и субъекта деятельности (учителя), и субъекто-объекта труда (ученика).
Оборудование
- Схемы «Спектр педагогических специальностей», «Перспективы педагогической профессии».
- Раздаточный материал «Требования к квалификации по разрядам труда учителя».
человек, владеющий особыми познаниями в какой-нибудь отрасли науки либо техники, представитель какой-нибудь специальности.
отдельная ветвь науки, техники, мастерства либо искусства; профессия, основная квалификация.
то, что должно либо может произойти, наступить прямо за реальным, предстоящий ход каких-то событий; развитие, движение вперед в чем-либо; виды, планы на будущее.
1) определение квалификации, уровня познаний и умений работника; 2) отзыв о возможностях, познаниях, деловых и других качествах какого-нибудь лица; черта.
точка зрения, с которой рассматриваются предметы, понятия, явления. Перспектива, в какой выступает явление, сторона предмета.
необходимость выбора меж 2-мя либо несколькими исключающими друг дружку способностями; любая из этих способностей.
степень, уровень проф подготовленности человека к какому-либо виду труда; профессия, специальность.
Литература
- Закон Русской Федерации «Об образовании» // Новенькая школа.– 1992.– Разд. II.– Ст. 20–24.
- Положение об аттестации педагогических работников.
- О внедрении в действие государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования: Проект.– М. 1995.
- Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М. 1998.– Разд. I: Перспективы педагогической профессии.
СПЕКТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Работа с терминологией
Специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности.
Специальность – отдельная отрасль науки, техники, искусства, в какой кто-нибудь работает.
Беседа со студентами
В.: Какие специальности педагогической профессии вам известны?
В.: По какому основанию мы можем произвести классификацию, некое упорядочение педагогических специальностей, чтобы увидеть и их многообразие, и единую картину педагогической профессии?
Работа со схемой «Спектр педагогических специальностей»
Студентам предлагается схема с «запланированными» ошибками.
- Просмотреть схему, сделать анализ ее содержания.
В.1: Специалисты какой ступени образования выпущены?
– Специалисты педагогики и методики начального образования:- учитель начальных классов,
- воспитатель группы продленного дня,
- учитель малокомплектной школы.
В.2: Какая неточность в классификации циклов предметов допущена в схеме?
– Из специальностей гуманитарного цикла выделены специальности эстетического цикла. - Напомнить, что в процессе подготовки все будущие специалисты-учителя (филологи, математики, учителя общественных дисциплин, начальных классов и т. д.) должны овладеть тремя блоками дисциплин (общекультурным, медико-биологическим, психолого-педагогическим) – это сходство подготовки; 4-й блок – специальный, это различие подготовки.
- После анализа схему «Спектр педагогических специальностей» студенты переносят в тетрадь, с уточнениями.
- Сделать записи:
- спектр педагогических специальностей помогает представить многоликость педагогической профессии;
- профессия учителя при многообразии специальностей – начало начал всех профессий;
- разные специалисты все вместе должны сформировать у учащихся единую картину мира и постараться воспитать всесторонне развитую личность ребенка;
- проблема формирования единой картины мира у школьников рождает другую проблему процесса обучения – проблему межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин.
Профессор МПГУ В.А. Сластенин отмечает, что в сфере образования наблюдается все большая внутрипрофессиональная дифференциация. Появляются новые виды педагогической деятельности, в связи с чем педвузы начинают готовить более узких и поболее профессиональных специалистов.
Это, с одной стороны, положительное явление: происходит углубление в отдельные научные области в процессе профессиональной подготовки. Но, с другой стороны, научные знания больше дробятся, нарушая единую картину мира. Еще А.И. Герцен отмечал, что «исследователи так близко подошли к храму науки, что не видят храма и ничего не видят, кроме кирпича, к которому пришелся их нос».
Одна из главных задач педагогического вуза – это формирование у студентов целостного представления об их будущей профессиональной деятельности. Значит, педвузы должны решать и проблему интеграции знаний различных дисциплин.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) – то, что должно или может произойти, наступить прямо за настоящим, дальнейший ход каких-либо событий, движение вперед в чем-либо; виды, планы на будущее.
Сложная, трудная, чрезвычайно ответственная, не очень престижная, но в высшей степени ценная для общества профессия учителя имеет свои привлекательные стороны, определенные перспективы, возможности для специалиста. Рассмотрим их.
Работа со схемой
«Перспективы педагогической профессии»
Комментарий к схеме
Первый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения и совершенствования образования.
Требования общества на современном этапе к системе общего среднего образования, выпускающего в жизнь молодое поколение, почти во всем изменились, выросли. Следствие – рождение альтернативных общеобразовательных учреждений – лицеев, гимназий, школ с разными уклонами, частных школ. Например, в г.Туле возникли лицеи, гимназии. Школы имеют классы с гуманитарным и политехническим уклоном и т.д.
Цели их создания:
- учет потребностей общества: «заложить» в учащихся некоторую профессиональную направленность; готовить выпускника, необходимого современному обществу;
- учет личности ученика, его возможностей и способностей при получении среднего образования.
Это обстоятельство заставляет и высшие профессиональные заведения перестраиваться: социальный заказ общества диктует необходимость усиления дифференцированной подготовки учителей, чтобы они могли работать (т.е. могли быть подготовлены) в образовательных учреждениях различного типа. С целью большей социальной защищенности после окончания вуза студент имеет возможность овладевать специализациями: например, учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы (математики) в среднем звене; учитель начальных классов с выполнением функций социального работника. Кроме того, студент имеет право получить и дополнительную специальность. Например, учитель математики, социальный педагог; учитель математики и экономики; учитель математики, менеджер образования.
Профессией учителя можно овладеть, обучаясь в педагогических учебных заведениях. Различны пути получения педагогического образования:
- среднее специальное педагогическое образование – в педагогических училищах и педколледжах;
- высшее педагогическое образование – в вузах: пединститутах, педуниверситетах, педакадемиях.
Возможны варианты получения высшего педагогического образования: это традиционная моноуровневая система и многоуровневая система высшего образования. включающая в себя бакалавриат и магистратуру. Также вариативны формы получения педагогического образования: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, экстернат.
Дальнейший рост специалиста осуществляется через аспирантуру (получение ученой степени кандидата наук) и докторантуру (получение ученой степени доктора наук). Преподавателям с ученой степенью могут присвоить ученое звание «доцент» и «профессор», при условии выполнения ими определенной учебной, методической и научной работы. Кроме того, совершенствовать свое образование, квалификацию учитель имеет возможность через курсы, семинары, ФПК (факультеты повышения квалификации), «школы», стажировку, соискательство ученой степени, через самообразование, изучение и творческое усвоение чужого опыта и т.д.
Второй аспект перспектив педагогической профессии – педагогическое образование позволяет получить определенную работу в образовательных заведениях разных педагогических систем (см. рис.6).
Третий аспект перспектив педагогической профессии – это прогрессирующая система оплаты труда учителя.
В государстве существует единая квалификационная система оплаты труда граждан. Например, технический работник получает зарплату по 1 разряду – самому низшему; труд преподавателей в системе образования оплачивается с 7-го по 17-й разряд.
Рис. 6. Образовательные заведения разных педагогических систем
При назначении разряда учитываются критерии:
- образование, профессиональное образование;
- стаж работы;
- ученая степень и ученое звание;
- особенности профессиональной деятельности, определяющие ее успешность, качество работы.
В системе образования разряды распределены по трем категориям.
Знакомство с раздаточным материалом: «Требования к квалификации по разрядам труда учителя».
Дополнения: квалификационная категория присваивается в результате аттестации учителя. Квалификационная категория – это соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности учительского и управленческого труда, обеспечивающих работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.
Высшая категория соответствует 14-му разряду: это в большинстве случаев заслуженные учителя и учителя-методисты (если подтвердят свои звания в процессе аттестации).
Первая категория соответствует 13-му разряду: это в большинстве случаев учителя – отличники образования и старшие учителя.
Вторая категория: с 7-го по 12-й разряд.
Молодому специалисту, пришедшему работать в образовательное учреждение со средним специальным образованием, присваивается 7-й разряд, с высшим педагогическим образованием – 8-й разряд. 1
Учитель имеет право, проработав год, подать заявление на повышение разряда в процессе аттестации.
Аттестация администрации школы
Вышестоящие органы управления образования присваивают квалификационный разряд директору – с 15-го по 17-й.
16-й разряд зависит: а) от контингента учащихся; б) от среднего балла показателей работы школы (оснащение материальной базы, поступление учащихся в вузы, результаты участия в олимпиадах и т.д.).
17-й разряд дается директору, имеющему ученую степень (кандидат, доктор наук).
Ставка завуча может быть ниже ставки директора на 15–20–30 %.
Аттестация учителей, руководителей проводится через 5 лет. В учебном заведении создается аттестационная комиссия из членов администрации и наиболее опытных и уважаемых в коллективе преподавателей.
Принципы аттестации:
- добровольность,
- открытость,
- коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Четвертый аспект перспектив педагогической профессии связан с возможностью получения моральных поощрений и наград за успехи в профессиональной деятельности, за заслуги перед образованием. Это получение званий:
- Народный учитель РФ (в 1988 г. в СССР было 70 народных учителей);
- Заслуженный учитель РФ ;
- Отличник образования РФ ;
- учитель-методист ;
- старший учитель .
За 20 лет безупречной педагогической работы женщины-педагоги и за 25 лет безупречной работы мужчины-педагоги награждаются медалью «Ветеран труда», что дает им право на ряд материальных льгот (оплата за квартиру, телефон – 50 %). Кроме того, поощрениями за творческий труд могут быть премии, ценные подарки, грамоты, благодарности и т.д.
Звание влияет на квалификационный разряд, а значит – на размер зарплаты учителя.
Необходимо знать, что получение званий – это не самоцель для учителя; это признание его заслуг как профессионала со стороны общества, коллег.
Пятый аспект перспектив педагогической профессии обусловлен ее творческим характером, что является основой для нестандартной, нерутинной деятельности, в том числе и для научно-исследовательской деятельности педагога. У каждого учителя есть возможность для самореализации его способностей, талантов, дарований, индивидуальности.
В этом смысле перед учителем открываются необозримые горизонты: а) твори и реализуй авторские программы, учебные пособия, наглядность; б) творчески строй учебно-воспитательный процесс; сделай ученика, воспитанника активным участником его личностного становления, развития. Смело экспериментируй, но в интересах ученика.
Домашнее задание
- Завершить работу по изготовлению проблемной карточки. Подумать, какие проблемы (трудности) имеются у учителя школы как предметника, классного руководителя, как члена методического объединения, также у всей системы образования.
Сделать наброски: это могут быть а) свои мысли, б) факты, взятые из сми, в) факты интервью у бывших своих учителей (классных руководителей, предметников). - Завершить работу над сочинением (9 тем), принести на проверку преподавателю.
- Проработать лекцию: знать термины, схемы, основные положения.
- Ознакомиться с перечнем литературы к будущему семинару «Гуманистическая природа педагогической деятельности».