«Интегрированное обучение на уроках музыки»
«Нет рубежей меж искусствами,
музыка соединяет воединыжды внутри себя поэзию
и живопись и имеет свою
Неувязка интеграции обучения и воспитания в школе принципиальна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми соц запросами, предъявляемыми к школе, и обоснована переменами в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из обстоятельств фрагментарности миропонимания выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким макаром, самостоятельность предметов, их слабенькая связь вместе порождают серьёзные трудности в процессе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачки, поставленные в текущее время перед школой и обществом в целом. Встроенные уроки содействуют формированию целостной картины мира у деток, осознанию связей меж явлениями в природе, обществе и мире в целом. На встроенном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достигнуть связи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые появляются естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг дружку. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только лишь слушать, развивать воображение и чувства, да и самим заниматься творчеством.
Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в какой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.
Каждому педагогу известно мучительное состояние поиска и волнения при составлении плана урока. Эти постоянные вопросы: как, каким образом соединить, слить воедино музыку, речь, мимику, паузы и взгляды, жесты и различные ассоциации, внутренние переживания и размышления. как создать обстановку творческой активности? Что останется в душе учащихся после очередного урока?
Ещё К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания.
Сочетание музыки, поэзии, истории, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать уроки увлекательными и интересными для учеников.
Но существует огромная разница между тем, чтобы просто посмотреть определенное количество картин, прослушать определенное количество музыкальных произведений, и тем, чтобы стать причастным к тому, что видим и слушаем. И проблема заключается не в том, сколько услышать, увидеть или исполнить, а в том, как исполнить – не голосом, а сердцем, увидеть не глазами, а душой.
Что все-таки такое интеграция? Ах так это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов».Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов».
Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведем еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения». Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
• создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции — ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;
• нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
• развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами
мыслительных понятий.
Чем объясняется потребность в возникновении интегрированных уроков?
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в младшей школе.
В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция. когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и поболее предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в одинаковой мере музыка и литература, музыка и история и т. д.
Чем все-таки отличается интегрированный урок от традиционного? Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:
• предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4
• логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;
• большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.
Целью художественной интеграции является не хаотическое объединение различных предметов эстетического цикла, а упорядоченное, научно обоснованное дополнение предмета «музыка» другими видами искусства для формирования у учащихся структурированного, широкого комплекса музыкально-эстетических знаний.
Чем больше в беседе на уроках будет всевозможных выходов за границы музыки, чем больше интегрированных связей учащиеся смогут наблюдать, тем глубже у них становится восприятие самой музыки и тем шире их кругозор. Очень важно, чтобы в сознании детей музыка не стояла особняком от других видов искусств, как можно ярче обнаруживала свои связи с ними. И именно такое взаимосвязанное преподавание гуманитарных дисциплин неизмеримо обогащает учащихся, расширяет их кругозор, даёт почувствовать и вернее понять эпоху, воссозданную художниками, включает интеллект и эмоции в непрестанную работу.
Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, потому что требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.