Я чувствую себя вправе сказать:
да здравствует самообразование во всех областях.
Только те познания высокопрочны и ценны, которые вы добывали сами,
побуждаемые своей страстью.
Всякое познание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
Самообразование – это целенаправленная работа преподавателя по расширению и углублению собственных теоретических познаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых проф способностей и умений в свете современных требований педагогической и психической наук. Самообразование преподавателя есть нужное условие проф деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателю самые высочайшие требования. Для того чтоб учить других необходимо знать больше, чем все другие. Преподаватель должен обучаться всему повсевременно, так как в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже изменяются представления об внешнем мире. Способность к самообразованию не формируется у преподавателя вкупе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, вроде бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые в большинстве случаев называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, потому что самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Планирование целостного воспитательного воздействия, включенного в воспитательную систему УДО.
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
- Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).
- Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».
- Конкуренция. Не тайна, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
- Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это находится в зависимости от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
- Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелится сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
- Телевидение.
- Газеты, журналы.
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
- Интернет.
- Видео, аудио информация на различных носителях.
- Платные курсы.
- Семинары и конференции.
- Мастер-классы.
- Мероприятия по обмену опытом.
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
- Курсы повышения квалификации.
Организация работы по самообразованию
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы.
Наиболее часто возникают следующие проблемы: - не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;
- не могут правильно сформулировать тему самообразования;
- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;
- не могут сформулировать цель и задачи работы.
Предлагаем свои решения обозначенных проблем:
Этапы работы по самообразованию
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Содержит в себе: - Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Посещение библиотек.
- Знакомство с работами других педагогов.
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. 2. Практический этап.
На данном этапе педагог может: - Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
- Разработка конспектов занятий.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.Подготовить консультации по теме.
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.
- Разработать проект.
- Разработать опросники для диагностирования обучающихся.
- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
- Участвовать в работе конференций, семинаров. 3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета: - Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
- Мастер – классы.
- Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».
- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
- Неделя педагогического мастерства.
- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
- Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только лишь пополнить копилку своих знаний, да и найти эффективные, приоритетные себе приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Рекомендации педагогу по самообразованию
- создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду;
- поддерживайте связь с творческими людьми;
- расширяйте свой кругозор – читайте;
- путешествуйте;
- развлекайтесь, играйте и шутите;
- приобщайтесь к искусству;
- используйте современные технологии.