Предмет и задачки юридической психологии
Юридическая психология — прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. Изучает проявление и внедрение психологических закономерностей и психических познаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.
Юридическая психология изучит задачи увеличения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на базе учета психических причин.
Предметом юридической психологии являются исследование психологических явлений, устройств и закономерностей проявляющихся в сфере деяния права.
Задачки юридической психологии:
1) выполнить научный синтез психических и юридических познаний;
2) раскрыть психолого-юридическую суть базисных правовых категорий;
3) обеспечить глубочайшее осознание юристами объекта собственной деятельности – поведения человека;
4) раскрыть особенности психологической деятельности разных субъектов правоотношений, их психологических состояний в разных ситуациях правоприменения и правоохранения;
5) выработать советы по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.
Взаимодействие психологии и юриспруденции рассматривают в главном на 3 уровнях:
1) применение психических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве профессионала, спеца в штатском либо уголовном процессе и т. д.);
2) внедрение психологии в юриспруденции методом внедрения психических познаний в правоприменительную, правоохранительную практику, при отборе кадров в правоохранительную систему и их психологическое сопровождение и т. д.;
3) появление юридической психологии как науки на базе психологии и юриспруденции.
Юридическая психология базируется на общей и социальной психологии, откуда проистекает ее методология. Осуществляется личностный подход (к примеру, личность изучается в динамике правонарушения), исследуется процесс деятельности во связи со структурой личности и системой правовых норм, изучаются система психологических процессов, характер, нрав личности и соц группа, социализация и соц справедливость, правосознание и т. д.
Способы юридической психологии
Данные методы можно классифицировать по целям и способам исследования (Васильев В. А. 2002, с. 40-51).
Зависимо от целей исследования выделяются следующие методы:
научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);
психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются исключительно в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);
судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания).
По способам юридической психологии методы подразделяются на:
метод психологического анализа материалов уголовного дела;
анамнестический (биографический) метод;
методы наблюдения и естественного эксперимента;
инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники).
Существует другая классификация методов юридической психологии (Еникеев М. И. 2000), куда входят:
методы структурного анализа (выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении);
методы структурно-генетического анализа (исследование возникновения и развития изучаемого объекта, анализ зависимости его функционирования от особенностей развития);
методы качественного (факторного, кластерного, дисперсионного и т. д.) и количественного (статистического) анализов (позволяют выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления);
методы естественного (испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие) и лабораторного экспериментов (исследуется зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого стимулов, которые можно изменять с целью выявления различных проявлений психики и поведения);
анкетный метод (задаются однородные вопросы достаточно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах);
вспомогательный метод в виде интервью или беседы (применяется обычно сначала исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы) и др.
Коммуникативные качества личности
Психология общения в профессиональной деятельности юриста. Основные приёмы установления психологического контакта с гражданами.
Общение – это тонкий многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов. У юристов общение – это особый вид профессиональной деятельности, которая протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением строго очерченных форм коммуникации (прием документов, жалоб, ходатайств, допрос в процессе предварительного слушания). Эти правила установлены УПК, ГПК, КоАП и др. законодательных актах. При нарушении этих правил полученные доказательства, например, признаются недопустимыми, а к юристам, нарушившим эти правила применяются правовые санкции.
Однако не все случаи общения описаны законодательством, поэтому юристу необходимо обладать коммуникативностью, знанием этикета, знанием правил речевого поведения социальных групп.
В социологии выделяют три непременные составляющие части не процессуального общения юриста:
1) коммуникативная сторона. Позволяет юристу с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог. При вступлении в психологический контакт необходимо учитывать социальную роль юриста правоохранительных органов и объекта с которым вступают в диалог, поскольку она формирует систему ролевых ожиданий, проявляющихся в стиле исполнения. Все ролевые особенности влияют на развитие коммуникативных процессов. Если юрист нарушил правила ролевого общения, то это рождает непонимание, потому что это поведение неожиданно и непонятно собеседнику.
Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом.
Также при коммуникациях используют письменную речь – при составлении протоколов. К протоколу предъявляются требования: использование однозначных терминов, употребление точных, сжатых формулировок, краткость.
Таким макаром, юристу приходится прибегать к разным видам общения, однако полученная информация получит юридическую силу, если она получена в определенном процессуальном режиме.
2) Перцептивная сторона общения. В процессе общения между его участниками происходит активное взаимное восприятие сторон, в каком складывается представление о собеседнике и о самом себе. Сопоставив себя с собеседником представляешь логичность его действий. Либо понимаешь эмоциональность его действий – эмпатия. Существует также понятие рефлексия – процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Если субъект дезинформирует юриста, то о нем сложится неверное представление в связи с приписанием неких черт характера. Юрист должен замечать воздействие вышеуказанных феноминов, также иных (социально-статусных оценочных стереотипов, эффекта новизны…) и, чтобы защитить себя от коммуникативных барьеров.
Интерактивная сторона общения – обмен действиями на вербальном и невербальном уровне. Юрист должен по занятой собеседником позиции общения уметь предвидеть его реакцию и предотвратить возможный конфликт, либо выйти из него.
Система юридической психологии
Обычно юридическую психологию подразделяют на две части общую и особенную.
В общую часть входят предмет, система, история развития юридической психологии, методы, ее соотношение с другими научными дисциплинами, психология юридического труда.
В особенную часть входят судебно-психологическая экспертиза, психология потерпевшего, психология несовершеннолетнего, криминальная психология, следственная психология, психология судебного рассмотрения уголовного и гражданского дел, исправительно-трудовая психология, адаптация личности освобожденного к условиям нормальной жизни.
Существует несколько иная форма представления системы юридической психологии, состоящей из 5 разделов с соответствующими подструктурами.
Правовая психология – психологические аспекты эффективного правотворчества, правовая социализация личности, психология правопонимания и правосознания.
Криминальная психология – роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, совершенного преступного деяния;
Психология уголовного судопроизводства или судебная психология (по уголовным делам)
Психология предварительного следствия
психология личности следователя, его деятельности в расследовании, формировании информации, также судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
Психология судебной деятельности
психология подготовки и планирования судебного разбирательства, особенности его проведения, принятия решения судьей
Пенитенциарная (исправительная) психология – психология осужденного и преступника, пути исправления, предотвращения.
Психология гражданского правового регулирования
психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, аспекты подготовки гражданских дел;
психология деятельности адвоката, нотариата, арбитража, прокуратуры в гражданском судопроизводстве.
Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.
Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в купе с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.
При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т. е. привычная готовность действовать в данной обстановке спецефическим образом.
Под правосознанием в широком смысле слова понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Сначала к нему относится психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального правосознания и противоправным поведением.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания; его содержание и развитие детерминированы материальными условиями существования общества. Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.
Экономические и иные потребности общества, пройдя через сознание, приобретают форму юридических мотивов и получают в конечном итоге выражение в нормах права. Таким макаром, отношение между интересами и потребностями, с одной стороны, и правом — с другой, опосредуются правовым сознанием (правовой психологией и правовой идеологией).
Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими признаками:
– не только лишь отражает социальную действительность, да и активно на нее воз действует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;
– всегда проявляется через вторую сигнальную систему; речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;
– не может существовать без своего конкретного носителя — конкретной человеческой личности, групп; коллективов. По признаку общности осознания правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.
Правовые конфликты личности с обществом — правонарушения и преступления — должны рассматриваться в криминальной и пенитенциарной психологии с учетом того, какие этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадаптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правоповедении.
Психология труда юриста
Методы изучения труда юристов
Профессиограмма юридической профессии
Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только лишь задатков, призвания и образования, да и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, сначала, профессии судьи, прокурора, также Следователя, арбитра и некоторых других. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования. Большинство этих профессий в текущее время считается престижными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для правоохранительных органов. Однако многие молодые люди выбирают себе эти профессии, не имея четкого понятия обо всей сложности предстоящей деятельности, и, главное, они не представляют, какие требования будут к ним предъявлены.
Слово «юридический» является синонимом слову «правовой». На этих словах базируется почти вся юридическая терминология.
В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.
Труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.
Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть выражена в самой общей форме, которая, обычно, сформулирована в правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов используется в подходе к делу, тем выше вероятность нахождения истины.
Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии полностью подвергается правовому регулированию, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.
Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в разговоре в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное) регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый оттенок общению, выделяющий юридические профессии в особую группу.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.
Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и др.) связан с осуществлением особых властных полномочий, с правом и обязанностью применить власть от имени закона. Поэтому у большинства лиц, занимающих перечисленные должности, развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.
Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, которая, обычно, имеет два аспекта:
• организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по делу в условиях ненормированного рабочего дня;
• организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами, другими сторонами в уголовном процессе.
Для многих юридических профессий характерно преодоление сопротивления их деятельности со стороны отдельных лиц, а в некоторых случаях и микрогрупп. Прокурор, следователь, оперативный работник, судья в поисках истины по делу нередко наталкиваются на пассивное или активное сопротивление со стороны заинтересованных в определенном исходе дела лиц.
По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик.
Создание профессиограмм юридических профессий является частью деонтологической характеристики труда юриста.
Современная юридическая деонтология плотно сплетена с прогрессом юридической науки в целом, популяризацией ёё достижений посредством печати, радио, телевидения, ростом культурного и образовательного уровня населения страны. Все это неизбежно вносит новые понятия в обще юридическую деонтологию, перед которой, вместе с общими принципами, касающимися профессиональной этики юриста, возникают задачи, связанные со спецификой того или иного юридического дела. Вот поэтому каждая юридическая профессия, помимо общих требований, предъявляет юристу практику – следователю, прокурору, судье, нотариусу, арбитру и другим – специфические требования. Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.
Разработка профессиограмм (происходит от слова– профессиография, что означает описание профессии) представляет проведение подробного описания наиболее распространенных и ведущих юридических профессий с указанием их характерных функций. Составной частью профессиограмм является психограмма. Цель разработки профессиограмм – ориентация на изучение относительно устойчивых, стабильных, свойств, характеризующих юриста-специалиста в его практической деятельности.
Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Ю.В.Чуфаровский. В деятельности юриста-специалиста они выделяют такие аспекты: поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную (конструкционную) и социальную.
Дадим общую характеристику каждой из этих аспектов (видов) деятельности:
социальный – подчеркивает социальную значимость профессии юриста как организатора борьбы с правонарушениями, защитника прав и законных интересов граждан;
поисковый – состоит в сборе информации, необходимой для решения юридического дела;
реконструктивный – представляет собой завершающий анализ собранной информации по юридическому делу, выдвижение рабочих гипотез, разработка плана деятельности по его дальнейшему рассмотрению и завершению;
коммуникативный – означает умение общаться с коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет к нему отношение;
организационный – заключается в волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации;
удостоверительный – состоит в умении облекать полученную информацию по юридическому делу в законом предусмотренные формы письменных актов-документов (постановлений, протоколов, приговоров и др.).
В каждой из специальностей эти аспекты профессиональной деятельности юриста проявляются в разном наборе, с неодинаковой интенсивностью. У каждого юриста зависимо от его личностных качеств они приобретают специфический характер.
Рассмотрение профессиограмм в предложенной последовательности отнюдь не означает, что первая юридическая профессия имеет большее значение, а каждая последующая – меньшее. Все профессии юриста призваны стоять на страже социальных ценностей личности, общества и государства и потому каждая из них имеет специфическое и важное значение для утверждения этих ценностей.
Профессиограмма следователя представляет собой сложную иерархическую структуру, в какой все стороны профессиональной деятельности, также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи или зависимости.
Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.
Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т. д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон.
Осматривая место происшествия, следователь ищет ответы на вопросы: что здесь произошло, какие следы оставило это событие? В правильном решении этих задач велика роль личностных факторов: во-первых, это задатки и способности следопыта, далее имеют значение криминалистические знания (учение о следах, способах совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность процесса сбора доказательств в значительной степени находится в зависимости от знания следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального информационного запаса.
Следующий уровень — это коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой следователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.
Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой и — в рамках закона — эмоциями допрашиваемого.
Вся информация, полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности следователя или дознавателя, в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: протоколы, постановления и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную.
На следующем уровне следователь выступает как организатор расследования. Принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при всем этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей.
На следующем уровне находится реконструктивная сторона деятельности следователя. Говоря языком кибернетики, это блок переработки информации и принятия решения. Важное значение на этом уровне имеет общий и специальный интеллект следователя. Современный следователь должен очень многое знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и педагогику, бухгалтерский учет и судебную баллистику. Это далеко не полный перечень научных дисциплин, на которые опирается специальный интеллект следователя при переработке исходной информации, выдвижении гипотез, версий и разработке планов расследования.
Завершает структуру профессиограммы социальная сторона, в какой следователь предстает как организатор борьбы с преступлениями в своем районе или на участке. Центр масс в борьбе с преступностью переносится им на выяснение ее причин и условий и принятия мер к их ликвидации.
Восприятие следователя всегда целенаправленно, планомерно, осмысленно. Это связано с профессиональным опытом и с особенностями мышления.
Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений окружающего мира.
Особое место в процессе наблюдения занимает установка на определенную активность, которая находится в зависимости от конкретной потребности и объективной возможности удовлетворения.
Понятие установки плотно сплетено с проблемой единства и целостности деятельности.
Созданная следователем система определяется «выделением» им события преступления. Это более или менее образная динамическая картина событий, которая представляет собой форму существования версий.
Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия — то планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Чтобы оно было максимально эффективным, надо соблюдать определенные правила. До начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Хотя первоначальная информация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, это все же дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.
Анализ успешных осмотров свидетельствует, что на первоначальной стадии у следователей, производивших этих осмотры, преобладало симультанное (цельное) восприятие предметов и явлений. Сукцессивные тенденции (последовательное описание «всех» предметов, попадающих в поле зрения, по часовой стрелке или против нее без попытки вычленения следов события преступления) лишали следователя творческого подхода и не создавали предпосылок для выявления наиболее важных носителей криминалистически значимой информации.